Общество

Общество (лат. socium — социум, общее) — это исторически сложившееся объединение людей, все члены которого, вносят свой вклад в создание приемлемых для большинства условий жизни обеспечивающих воспроизводство населения и передачу из поколения в поколение накопленных за всё время существования общества генетически ненаследуемых духовных и материальных ценностей включая жизненный опыт, знания и навыки.

1 Теории появления и развития общества
1.1 Эволюционные теории
1.1.1 Биологическая эволюция
1.1.2 Социокультурная эволюция
1.2 Марксизм
1.3 Социальные циклы
1.4 Альтернативные теории антропогенеза
 1.4.1 Креационизм 
1.4.1.1 Теистический эволюционизм
2 Этапы эволюции общества
2.1 Первобытное общество

2.2 Доиндустриальные общества

2.2.1феодально-рабовладельческое общество
2.2.2 Азиатское общество
3 Задачи общества
3.1 Сохранение и передача культурной (генетически ненаследуемой) информации
3.2 Сохранение и передача генетически наследуемой информации
3.3 Среда обитания человека

Теории появления и развития общества

Представление индивида о происхождении человека и общества, глобальной истории человечества и мировоззрение прежде всего определяет вера, а так же оказывают влияние уровень интеллекта, образования, духовности, религиозные, политические взгляды, профессия, происхождение и многие другие факторы.
Поэтому общепринятой теории антропогенеза в современном обществе нет. Каждый человек придерживается версии наиболее соответствующей его типу мировоззрения. Каждая теория появления человека и общества предлагает свой вариант истории человечества. Среди существующего множества самых разнообразных вариантов можно выделить три основных типа научных теорий появления человека, общества и последующих социальных и исторических изменений:

  • Материалистические или естественно-научные (теории эволюционного развития).
  • Марксизм.
  • Теории социальных циклов (цивилизационный подход).
Теории эволюционного развития

Доминирующая в современной науке и обществе эволюционная концепция рассматривает человека как результат единого процесса биологической и социокультурной эволюции. В основе эволюционизма заложены идеи, в соответствии с которыми, причиной изменений в любой сфере является адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды.
Адаптация не просто способ выживания, но и один из важнейших механизмов развития всего живого. Реальность эволюции в настоящее время не вызывает сомнений у подавляющего числа учёных.
Теории биологической эволюции рассматривают историю эволюции человека от момента выделения первых древних предков человека из животного мира до появления первого (первобытного) человека и общества.
Теории социокультурной эволюции описывают историю человечества от первобытного состояния до настоящего времени и прогнозируют будущее.
Большую роль в становлении эволюционизма сыграла идея Ч. Дарвина об эволюции как универсальном механизме прогрессивного развития.

Биологическая эволюция.

Эволюционная теория считает антропогенез неотъемлемой частью эволюции всего живого на Земле, которая началась с появления первых живых организмов 3,5 — 4,1 млрд. лет назад в результате процесса абиогенеза —  самозарождение жизни путем возникновения живых организмов из неорганических  веществ неживой  природы   в результате  химической эволюции.
В то же время существует  альтернативная гипотеза панспермии о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство которая рассматривается наукой как вполне реальная. Согласно теории эволюции все организмы, включая современного «человека разумного», произошли от одного общего предка всего живого (LUCA).
Homo sapiens (человек разумный) относится к семейству гоминид, отряда приматов. Основные этапы биологической эволюции человека:

  • Приматы появились, по разным оценкам, от 65 до 85 млн. лет назад: Пургаториус (лат. Purgatorius) — самое древнее известное науке приматоподобное существо, был небольшим животным длиной 10—15 см. Плезиадапис (лат. Plesiadapis) — предположительный предок всех приматов тоже был небольшим, похожим на белку, животным весом около 2,1 кг.
  • Гоминиды — появились около 19 млн. лет назад.
  • Сахелантроп (лат. Sahelanthropus) — последний общий предок шимпанзе и рода Homo — около 6-7 млн. лет назад.
  • Человек умелый (лат. Homo habilis) — первый представитель рода Homo произошел около 2,5 млн. лет назад.
  • Человек разумный (лат. Homo sapiens ) — первый человек ничем анатомически не отличающийся от современного человека появился около 200-300 тысяч лет назад.

Первые представители рода Homo были высокоразвитыми животными которые были способны образовывать праобщину или «первобытное человеческое стадо» выделявшееся из зоологических объединений других животных целенаправленным изготовлением и использованием орудий труда. Первые каменные орудия труда датируются археологами возрастом около 2,5-3 млн. лет.

О времени появления «Праобщины» (Первобытного стада) существуют разные точки зрения. Всё зависит от того, кого считать первым первобытным человеком:
Если считать за первых людей человека умелого (Homo habilis), то около 2,5 млн. лет.
Если человека прямоходящего (Homo erectus) , то 1,93 — 2,05 млн. лет назад. Освоение огня человеком прямоходящим стало одним из переломных моментов способствовавших началу социальной эволюции человека.

Человек всегда существовал и существует только как существо общественное, пока не было общества не могло быть и людей. Поэтому логично предположить, что человек и общество возникли одновременно в результате эволюции стада древних гоминид, которая могла произойти только при переходе от стадных форм поведения к простейшим коллективным трудовым действиям, что и привело к появлению человека и общества.
Исторический период «Первобытного человеческого стада»  заканчивается с появлением первобытного общества.

Есть веские основания полагать, что определяющую роль в переходе первобытного человеческого стада в качественно новое состояние общества сыграло окончательное развитие членораздельной речи.
Первые предпосылки к появлению речи появились у древних предков человека около 2 млн. лет назад в виде шиловидного отростка, височной кости и других анатомических особенностей черепа, челюстей, подъязычной кости и т.п. По мнению лингвистов, речь появилась около 100 — 200 тысяч лет назад, эта дата совпадает с временем появления первых Homo sapiens согласно данным палеонтологии.
С появлением устной речи связано появление культуры и общества — полученные при жизни опыт и знания всех членов общества перестали исчезать после смерти индивида, а стали оставаться в памяти общества в виде передаваемых речью из поколения в поколение сложных абстрактных образов и символов. Вся совокупность генетически ненаследуемой информации получила называние: «Культура». Биологическая эволюция перестала играть ведущую роль в эволюции человечества. Определяющим фактором уровня развития человечества стал уровень накопленных в культуре знаний и опыта, развитие которых, подчинено законам социокультурной эволюции. По мере накопления культурной информации появляются новые формы деятельности и происходит усложнение организации общества.

Первым человеком современного вида является кроманьонец, который появился около 40 — 30 тысяч лет назад.

Социокультурная эволюция

Социокультурная эволюция естественное продолжение биологической эволюции человека. Основная идея теорий социальной эволюции заключается в том, что социальный прогресс — это непрерывное последовательное поступательное культурное развитие общества от «примитивного» к «современному» по универсальным, единым для всех обществ законам эволюции. Теории социокультурной эволюции описывают историю человечества от момента появления человека до настоящего времени.

Авторами первых теорий эволюции общества были:
Основоположник социологии французский философ Огюст Конт (1798 — 1857),
американский этнолог, историк и социолог Льюис Генри Морган (1818 -1881),
британский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 — 1903).
Влияние на формирование концепции эволюционизма оказали труды британского этнолога и культуролога Эдуарда Бернетта Тайлора (1832-1917), британского антрополога и культуролога Джэймса Джорджа Фрэзера (1854 — 1941), немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) и др. Особого внимания среди теорий развития культуры и общества заслуживает марксизм оказавший огромнейшее влияние на историю всего человечества.

Марксизм

Учение немецких философов Карла Маркса (1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 -1895) о революционном развитии и преобразовании общества, является одной из разновидностей эволюционных теорий. Считается самым влиятельным учением конца XIX – начала XX в. Основой марксизма является положение о первичности материи и вторичности сознания. Полемика между многочисленными критиками и сторонниками марксизма продолжается с момента появления учения, во второй половине XIX века. Критики считают некоторые положения экономической теории марксизма устаревшими, по поводу них идут оживленные дискуссии. Однако ключевые положения философии марксизма остаются актуальными и в III тысячелетии. Материалистическое понимание истории продолжает оставаться лучшим из всех существующих подходов к изучению исторических и социальных процессов.

Диалектический материализм — теоретическая основа марксизма, философское учение о наиболее общих универсальных закономерностях развития и методах познания и преобразования действительности, основные положения которого были изложены преимущественно в трудах Ф. Энгельса.
Исторический материализм — историческая и научная основа марксизма. Изложенный в трудах К. Маркса анализ истории человечества проведенный с помощью закономерностей и методов познания диалектического материализма.

Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса является одной из немногих научно обоснованных теорий содержащая всесторонний научно обоснованный анализа исторического процесса, не только систематизирующий прошлое и настоящее, но и прогнозирующий будущее человечества.

К. Маркс и Ф. Энгельс оказали большое влияние на развитие социологии, экономики, политологии, истории, этнологии, археологи и многих других общественно-исторических наук. Разработали ряд основных понятий: «собственность«, «класс«, «государство«, «общественное сознание«, «личность» и т.д.
Основные понятия марксизма: средства производства, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис и надстройка, классовая борьба, прибавочная стоимость, эволюция и революция.

Теория социальных циклов

Концепции циклического развития общества — повторение периодов зарождения, расцвета и упадка или даже гибели человеческих обществ которые часто не подтверждают или не опровергают различные теории появления человечества.
Есть косвенные данные, о том, что около 13 тысяч лет назад произошла глобальная природная (а возможно техногенная) катастрофа которая привела к гибели прошлой высокоразвитой глобальной цивилизации. Оставшиеся в живых люди возродили человечество. Прогресс общества не пошёл по другому пути и он снова проходит основные этапы развития согласно, сохранившим свое действие, универсальным законам прогресса человека и общества.

Альтернативные теории антропогенеза

Существуют, считающиеся псевдонаучными, идеалистическая гипотеза божественного сотворения человека (Креационизм), внеземного происхождения человека ( палеоконтакт) и др.

Креационизм

Разные религии по разному описывают появление человека. К примеру, согласно теистическим учениям авраамических и некоторых других религий Бог сотворил человека и вдохнул в него бессмертную душу. Человек появился сразу в том виде, каком существует в настоящее время с уже высоко развитым интеллектом, членораздельную речь и письменность получил в уже в готовом виде, сразу имел способность объединяться в общество и за все время своего существования не изменялся.
В будущем святые писания предсказывают гибель современной цивилизации. Перед концом света произойдет последняя битва между силами добра и зла. В последний день существования мира Создателем над всеми когда либо жившими людьми будет совершён Страшный суд после которого души праведные ожидает в награду вечное блаженство, а грешников вечная мука. После Страшного суда человечество ожидает совершенно иной качественно новый уровень существования.

Теистический эволюционизм

Разные религии по разному относятся к научным теориям. Например, такие восточные религии, как даосизм, индуизм и буддизм, не отрицают теорию эволюции. Вместе с развитием методов научного познания и человеческой культуры в целом, в ногу со временем, изменяется отношение религии к научным теориям.

Теистический эволюционизм — это один из вариантов идеалистической концепции происхождения жизни и человека, основная идея которого, состоит состоит в том, что религиозные учения о творении и научные теории об эволюционном развитии не отрицают, а дополняют друг друга.

Римская католическая церковь в 1950 г. в лице Папы Пийя XII признала, что эволюция может точно описать биологическое происхождение человеческой жизни. В настоящее время сторонники эволюционизма присутствуют во всех основных религиях.

Этапы развития общества.

Эволюционные теории рассматривают развитие общества как процесс смены стадий развития, через которые проходят человеческие общества. От «примитивной» дикости и варварства к «современной» цивилизации. Разные теории выделяют разное количество стадий от — трех до пяти и более.
Критериями определяющими ступень развития общества являются технологии производства материальных благ и форма собственности на средства производства, на поздних этапах развития господствующая идеология. Форма собственности и технология производства во многом взаимоопределяют друг друга. Каждая из существующих форм собственности может появится только при определенных технологиях производства и наоборот — определенный способ производства возможен только при определенных формах собственности. Общественные науки выделяют первобытный (присваивающий), доиндустриальный и индустриальный и постиндустриальный типы производства, а так же частную и общественную (государственную форму собственности).

В работах Маркса-Энгельса были описаны: античный, феодальный, капиталистический, азиатский (основной особенностью которого, является государственная собственность на средства производства), германский (для которого характерна частная (семейная) собственность на землю) и предсказан будущий — коммунистический способ производства.

Учение Маркса и Энгельса получило своё развитие в трудах В. И. Ленина которое было продолжено в СССР. Под руководством И.В. Сталина была разработана, ставшая классической, пятистадийная схема этапов развития общества:

  • первобытно-общинный (первобытный коммунизм).
  • рабовладельческий.
  • феодальный.
  • капиталистический (включая империализм как высшую стадию).
  • коммунистический (включая социализм как первую стадию).
Первобытное общество 

Примерно 40—35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, появились первые люди современного типа. Завершение становления человека было невозможно без завершения становления общества (социогенеза). Это даёт основание полагать, что именно в это время «первобытное человеческое стадо» трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество.
Первобытное общество — первая ступень развития общества через которую прошли все народы мира.

Первобытное общество охватывает этапы «Дикости» и «Варварства» описанным в теориях социокультурной эволюции. В марксизме соответствует «Первобытно-общинным строю». История первобытного общества заканчивается с появлением сельского хозяйства, ремесленного производства, государства и письменности.
Многие учёные считают «Первобытное человеческое стадо» первым этапом эволюции первобытного общества и объединяют эти два этапа в одну историческую эпоху которая соответствуют археологическому периоду каменного века — самому долгому культурно-историческому периоду в истории человечества — время когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня.

На протяжении всего палеолита продолжалось формирование человека. Первобытное человеческое стадо охватывает период раннего палеолита. В позднем палеолите уже сложилось первобытное общество, и люди жили родовыми общинами.

В первобытном стаде поведение человека было подчинено врожденным животным инстинктам. Вероятно, промискуитет был обычным явлением. С появлением семьи, по мере развития, инстинкты все больше подчинялись усложняющимся социальным нормам поведения — семейным, родовым и племенным обычаям и традициям которые до сих пор играют немаловажную роль в семейных взаимоотношениях. В первобытном обществе отношения между людьми регулировались родо-племенными отношениями.

Объем накопленных первобытным обществом культурных знаний и навыков был невелик. Каждый отдельно взятый член общества мог в течении жизни освоить все накопленные обществом знания, навыки и успешно выполнять все необходимые обществу виды деятельности. Главными источниками существования оставались охота и собирательство, производительность труда была низкой, человек потреблял все (или почти всё), что производил и поэтому находился в постоянном поиске съедобных растений и животных. Для того чтобы выжить трудиться должны были все.
Характерной особенностью первобытного общества был присваивающий тип хозяйства и общественная собственность на средства производства, отсутствие социального неравенства.

Доиндустриальные общества

Около 12-10 тыс. лет назад люди начали выращивать культурные растения и одомашнивать животных. С появлением земледелия связана Неолитическая революция производства — начало второй ступени развития человечества. В это время люди от присваивающего хозяйства охотников и собирателей первобытного общества перешли к производящей экономике. Эта ступень развития соответствует начальному периоду эпохи «цивилизации» описанной в теориях социокультурной эволюции.

В одиночку эффективно заниматься сельским хозяйством невозможно, коллективом способным обеспечить производство продуктов земледелия и животноводства, стала патриархальная семья, зачатки которой, появились ещё в первобытной праобщине. Окончательное формирование полноценных семейных крестьянских хозяйств ставших основной производственной единицей в сельскохозяйственном производстве выступает определяющим признаком начала распада первобытного (племенного) общества. Человек стал производить продукта существенно больше, чем мог потребить, что сделало экономически оправданной эксплуатацию человека человеком, а так же стало предпосылкой для появления сначала натурального, а в будущем товарно-денежного обмена.
Чтобы выжить единоличные семейные крестьянские хозяйства объединялись в крестьянские соседские общины которые пришли на смену роду и племени. С появлением крестьянских общин, состоящих из соседских крестьянских хозяйств завершился распад первобытного общества.

Первоначально крестьяне в своих хозяйствах одновременно занимались и сельским хозяйством, и изготовлением необходимых для своих нужд простых орудий труда, одежды и других непродовольственных изделий, для производства которых, не требовалось освоение сложных технологий изготовления. С развитием технологий производства, земледелия и усложнением быта крестьяне в своем единоличном семейном хозяйстве уже не могли одновременно заниматься сельским хозяйством и обеспечить стабильное производство необходимого количество непродовольственных предметов потребления достаточно высокого качества. Для этого требовалось освоение сложного высококвалифицированного труда.
В общинах из числа крестьян выделились занимавшиеся узкоспециализированным трудом ремесленники: кузнецы, гончары, плотники, ткачи, и т.д. Ремесленники досконально знали секреты своего ремесла и передавали их своим детям. Многие семьи из поколения в поколение занимались одним ремеслом. Каждый мастер чтобы иметь больше заказов усердно работал, по мере возможности усовершенствовал технологии производства, чтобы его изделие получалось лучше чем у других. Ремёсла развивались и совершенствовались быстрее, чем сельскохозяйственное производство. С совершенствованием технологий росли объемы и качество производства.
С появлением узкой специализации увеличилась производительность труда, что привело к зарождению товарно-денежные отношений, человек перестал производить продукты и предметы потребления изделия исключительно ради потребления для удовлетворение физиологических и духовных потребностей — целью труда, помимо потребления, стало производство товара для извлечения прибыли. В результате появилась торговля — услуга обеспечивающая товарообмен между крестьянами и ремесленниками. Тем не менее натуральные хозяйство продолжало преобладать ещё длительное время.
В селениях находящихся вблизи оживленных путей торговых путей своего времени, начали селится ремесленники и торговцы, так же имело значение расположение месторождений полезных ископаемых необходимых для развития ремесел. Так появились первые города. В городах благодаря концентрации ремесла и торговли развитие культуры шло значительно быстрее, чем в сельской местности. Первые города возникли в Месопотамии и Египте около 6000 лет назад, затем в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии 5000 лет назад, в центральной и Южной Америке и в Африке 4000-2500 лет назад.

В связи с необходимостью учета в торгово-хозяйственной деятельности, прежде сего, городское население, стало пользоваться письменностью. С появлением письменности непосредственно связано появление государств.

Древнейшими государственными образованиями были рабовладельческие города-государства которые выполняли роль культурных центров сочетающих в себе функции административного, хозяйственного и религиозного центра для жителей самого поселения и прилегающей к нему местности.
Первые города-государства появились в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в IV — III тысячелетиях до н. э. С появлением первых государств и письменности окончательно завершилась эпоха первобытного общества.
В дальнейшем независимые города-государства почти повсеместно были поглощены централизованными государствами и зарождавшимися империями. Общества сумевшее создать империи становились цивилизациями. С появлением империй отмечается ускорение темпов культурных преобразований: в религии науке, ремёслах, экономике.
Ремесленники и торговцы, подобно крестьянам, по сословно-профессиональному принципу объединились в общины (цеха, гильдии). Крестьянские и ремесленные общины регулировали внутренние взаимоотношения и взаимоотношения с властями и другими общинами. Общины были важным институтом самоуправления общества пришедшего на смену первобытному. Профессионально-сословные общины были подчинены и обслуживали нужды местной аристократии, которая сохраняла свой контроль над городами и составлявшими основу общества общинами на всех этапах развития начиная с сельской общины до выделившейся из неё городских общин ремесленников.

Общество появилось в доисторические времена (до появления письменности) поэтому достоверных сведений об этом периоде в истории человечества не сохранилось. Все гипотезы о возникновении общества могут носить только умозрительный характер основанный на вере или логических выводах сделанных в результате анализа данных археологии, палеонтологии, генетики, этнографии и многих других наук.

Появление письменности стало настоящим прорывом в развитии человечества — появилась возможность накапливать и сохранять неопределённо долгое время и передавать на любые расстояния культурную информацию в неискаженном виде. По мере накопления культурной информации происходила эволюция общества.
Первая поротописьменность (пиктография) появилась в конце V — начале IV тысячелетия до н. э. Считается, что период настоящей письменности в истории человечества начинается с 3200 г. до н. э.
Эпоха первобытного общества завершилась с появлением первых государств и письменности.

Совершенствование и усложнение технологий производства и быта привело к увеличению объема культурной информации до таких пределов, когда в отличии от первобытного общества, один человек уже не мог освоить накопленные в культуре знания, навыки и выполнять все необходимы обществу виды деятельность. Появилась необходимость общественного разделения (а точнее объединения) труда.

Произошло выделение двух основных видов деятельности, в обществе появились управленцы и исполнители, а так же произошло выделение умственного и физического труда.
Структура общества могла значительно отличаться в разных регионах в разное время, но в общем выглядела приблизительно так:

    • Управленцы высшего звена — главы государств и другие государственные и политические деятели, высшее руководство религиозных конфессий занимались умственным трудом.
    • Управленцы среднего низшего звена — владельцы сельскохозяйственных поместий, руководители профессиональных общин, военные, городская стража и другие службы выполнявших функции силовых структур совмещают умственный и физический труд.
    •  Работники умственного труда (интеллигенция) — деятели науки, искусства, медицины, религии, торговцы.
    • Работники физического труда — крестьяне (земледельцы, животноводы), ремесленники.

Социальная стратификация — это объективная необходимость на определенном этапе развития общества без которой невозможна дальнейшая социокультурная эволюция.

С появлением социальной стратификации появилась эксплуатация и социальное неравенство — управленцы стали присваивать себе часть продуктов труда исполнителей. В мире исторически сложилось три основных исторические формы социальной стратификации: кастовая, сословная, классовая. Тип стратификации и возможность реализации, в той или иной степени, принципов социальной справедливости определяет господствующая в обществе идеология.
В отличии от первобытного общества, в котором социальные объединения основывались на основе родства, а взаимоотношения регулировались родо-племенными отношениями, в обществах с доиндустриальным типом производства социальные объединения стали создаваться по сословно-профессиональному и территориальному признаку, а взаимоотношения (в том числе методы эксплуатации) регламентировались государственными законами и внутренними правилами и обычаями сословно-профессиональных общин.

В мире исторически сложились две основные модели доиндустриальных обществ экономической основой которых были сельское хозяйство и ремесло: феодально-рабовладельческое (Античное) и азиатское.

Феодально-рабовладельческое общество

Народы Европы пошли по античному пути развития. Территории Балканского полуострова, близлежащих островов и Малой Азии первоначально были заселены высокоразвитыми негреческими народами которыми была создана своя письменность и государственность, освоено мореплавание, установлены торговые и дипломатических контакты с цивилизациями Древнего Востока.
История Древней Греции начинается на рубеже III — II тыс. до н. э. с вторжения древнегреческих племён (сначала ахейцев, потом дорийцев). Вторжение проходило в несколько этапов, длилось в течение нескольких веков. «Катастрофа бронзового века» произошедшая в XII веке до н. э. (засуха, голод, землетрясение или эпидемия) на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье ослабила государства региона, что способствовало греческому завоеванию (а возможно стало его причиной).
Достоверных данных о происхождении древнегреческих племен, причинах и ходе их вторжения не сохранилось. В результате вторжения коренное догреческое население было истреблено, частично ас­си­ми­ли­ро­вано или вытеснено слаборазвитыми греческими племенами. Города разрушены, государства уничтожены, письменность забыта. В результате народы населявшие территории Греции оказалась отброшены в развитии в «Темные века» до уровня первобытной общины. История Греции после вторжения древнегреческих племен начинается практически заново от родо-племенных отношений первобытного общества до соседских крестьянских общин.

Крестьянские общины не смогли сохранить свою независимость. Вожди племён с бойцами своих отрядов получали во владение земли крестьянских общин и единоличных крестьянских хозяйств вместе с работающими на них крестьянами разными путями — от непосредственного военного захвата принадлежащих общинам территорий крестьянских общин и индивидуальных семейных хозяйств до покупки или добровольного присоединения к крупным и сильным, хорошо защищенным отрядами местных вождей хозяйствам, более мелких и слабых общин и единоличных хозяйств в поисках защиты от грабежей в условиях непрекращающихся междоусобных войн в обмен на уплату натуральной или денежной повинностей.

Таким образом крестьянская независимая община трансформировалась и в феодально-рабовладельческое поместье — крупного производителя необходимого обществу продовольствия, а родо-племенная знать в землевладельческую аристократию.
Сельское хозяйство по прежнему оставалось главным производителем материальных благ в обществе, а земля основным средством производства, основной производственной единицей семейное хозяйство.
Вместе с изменениям социальной структуры обществ шел процесс культурного развития, совершенствования технологий производства. На основе заимствованного у финикийцев алфавита (фонетического письмо) греками был создана письменность.

Развитие Древней Греции в дальнейшем пошло по пути образования независимых городов-государств (полисов) — одной из основ цивилизации Древней Греции. Нехватка земли, примитивные методы земледелия не позволяли древним грекам получать высокие урожаи. Чтобы прокормить быстро растущее население полисов древние греки избрали экстенсивный путь развития — не занимались улучшением технологии земледелия для повышения урожайности и изменением устройства своего полиса и не сооружали хороших дорог, а предпочитали морские пути сообщения. Для решения проблемы нехватки продовольствия и других ресурсов, а так же расширение рынков сбыта была продолжена практика захвата исконно не принадлежавших грекам земель. Создавая колонии Города-государства, становились метрополиями. Впоследствии основанные на захваченных землях новые колонии становились полисами со временем в них накапливались те же проблемы и многие колонии сами становились метрополиями. Таким образом Древняя Греция стала цивилизацией независимых городов-государств связанных между собой общей культурой (язык, религия, обычаи). Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах.

Систематический грабеж колонизируемых территорий обеспечивал в метрополии дешевым или вообще бесплатным сырьём — зерно, вино, медь, а также рабами. Колонии экспортировали из метрополий изделий из металлов, тканей, керамики и других ремесленных товаров способствовали развитию ремесел и торговли метрополии. Материальную основа процветания полисов и появления высоко развитой культуры Древней Греции была создана благодаря эксплуатации природных и человеческих ресурсов колоний. За все время было создано несколько сотен колоний, общее население которых, составляло 1,5—2 млн. человек. Колонизация позволяла греческим полисам решить проблему перенаселенности, нехватки ресурсов, увеличить объём торговли и развить ремесленное производство. В ходе колонизации происходила насильственная, либо добровольная эллинизация населения, захваченных территорий. и за одно значительно расширилась сфера распространения греческой культуры.

В VIII—VI вв. до н. э. греческая колонизация получает масштабное распространение. В ходе колонизации метрополиями были основаны города (полисы) на берегах Средиземного и Черного морей. Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах существовавших в разное время.

Успешная колонизация прибрежных территорий, развитие торговли колониями была возможен только при высоком уровне искусства мореплавания и военного дела которые позволяли древним грекам доминировать и на суше, и на море.
Рано или поздно в ходе создания и укрепления колонии приходилось воевать – обычно с местными народами и с соседними колонистами. Передовые технологии судостроения позволяли древним грекам обладать лучшим для своего времени торговым и военным флотом. Фаланга гоплитов была символом военного дела Древней Греции Сомкнутое построение тяжеловооруженных пеших воинов долгое время было высочайшим достижением военного искусства античности. Фаланга гоплитов была таким же символом военного дела Древней Греции Гоплиты доминировали на поле боя в течение четырёх столетий, примерно с начала VII века до н. э. Это формирование доказало свою успешность в разгроме персов.

Междоусобные войны, экстенсивный путь развития привели к кризису полисной системы и завоеванию Греции Македонией. В период победоносных войн Александра Македонского (336 — 323 гг. до н. э.) влияние и мощь Греции достигли своего пика. Древнегреческая культура распространяется в завоёванных странах. После смерти Александра Македонского его империя распалась.

Древние греки так и не смогли создать единое государство. и в конечном итоге греческие государства были захвачены Римской республикой. В 146 году до н. э. Греция стала римской провинцией. в 27 году до н. э. была создана Римская Империя самое могущественное государство античности, в границы которого, входили все земли побережья Средиземного моря. Древние римляне используя лучшие достижения покорённых народов,как и греки, смогли создать самый мощную армию и флот своего времени. Регулярное войско Древнего Рима, один из основных элементов римского общества и государства. История возвышения Рима — это история формирования римской армии, своим возвышением Рим обязан был во многих отношениях крепким дисциплинированным легионам своей армии. Римляне создали флот, который стал вершиной развития античных военно-морских сил.

Эллинизация Апеннинского полуострова и Сицилии начали греческие колонизаторы в VIII в до н. э. Греция под римским владычеством продолжала быть наиболее образованной частью обширного государства римлян начиная с III в. до н.э. идет быстрый процесс эллинизации римского быта и культуры, принимающий во II в. ярко выраженный характер. Культура Древнего Рима сформировалась под влиянием греческой. Римляне, как и греки, тоже столкнулись с аг­рар­ным во­просом и пы­тались ре­шить его пу­тём вы­ве­де­ния ко­ло­ний в IV – II вв. до н. э. на зем­ли, за­хвачен­ные в ре­зуль­та­те ­многочисленных войн по­зво­ляв­ши­ми Ри­му кон­тро­ли­ро­вать тер­ри­то­рию. Греческая и римская колонизации стали причиной распространения античной греко-римской культуры по Европе и другим частям мира. Практически всё, что сегодня имеет западная цивилизация, начиная от системы духовных ценностей, научных достижений и заканчивая политическими концепциями, демократией, театром и даже спортом уходит своими корнями в древнегреческую культуру. Древняя Греция считается колыбелью западной цивилизации.

В 395 году произошло разделение римской империи на западную и восточную. Распад Римской империи на восточную и западную. Западная Римская империя прекратила своё существование. 4 сентября 476 года командир варваров-наёмников на римской службе Одоакр принудил к отречению императора Ромула Августа. Падение Западной Римской империи принято считать началом нового периода истории Европы — «Тёмных веков» феодального средневековья. Большое влияние на все сферы жизни феодального общества оказывала религия. В Европе крупнейшим землевладельцем была церковь.

Восточная Римская или Византийская империя пережила падение Западной Римской империи и продолжала существовать еще тысячу лет, пока Константинополь не перешел к Османской империи в 1453 году. На протяжении большей части своего существования империя оставалась самой мощной экономической, культурной и военной силой в Европе.

Марксизм выделяет рабовладельческую и феодальную экономические формации. Феодализм и рабовладение имеют единую сущность — положение закрепощенных крестьян фактически не отличалось от положения рабов. В Римской империи, работавшие в латифундиях рабы, наделись земельными участками и становились колонами которые имели право иметь свою семью и самостоятельно вести хозяйство.
Существует множество других примеров достаточно условной разницы между закрепощёнными крестьянами и непосредственными рабами, что делает вполне обоснованным, объединение этих двух стадий развития.

В феодально-рабовладельческом обществе были заложены основы капитализма: сложились товарно-денежные рыночные отношения — наблюдается активное развитие не только внутренней, но и международной торговли. Во II в до н. э. появлялся Великий Шелковый путь — первый трансконтинентальный торговый путь связывавший Восточную Азию со Средиземноморьем. В Вавилоне ростовщичество засвидетельствовано уже во второй половине III тысячелетия до н. э. Древние греки переняли финансовые отношения с Востока, вслед за ними римляне одни из первых в мире, создали банкинг как регулярное занятие и отрасль экономики.

Особенность феодально-рабовладельческого общества состоит в доиндустриальном способе производства в обществе господствовал ручной труд и в сельскохозяйственном и в ремесленном производстве. Основной производственной единицей была была традиционное патриархальное семейное хозяйство. Семьи владели орудиями производства. Главное отличие было в том, что крестьянская семья вместе с землей, на которой трудилась, своими орудиями труда принадлежала феодалу-рабовладельцу и платила ему за это натуральную или денежную повинность, а семья ремесленника производила непродовольственные предметы потребления собственными орудиями производства для продажи. Наиболее богатой частью городского населения были торговцы.

Азиатское общество

Термин: «Азиатский способ производства» был впервые использован К. Марксом. Азиатское общество — второй этап развития народов Востока, пришедший на смену первобытному обществу.
Многие авторы не признают реальность существования, отличного от европейского, азиатского пути развития. Считают азиатское общество разновидностью феодально-рабовладельческого.
Азиатский способ производства существовал в в древности в Индии, Египте, Китае, Месопотамии, арабских странах.
Феодально-рабовладельческое и азиатское общества имеют много общего — земля основное средство производства, важная роль сословных общин в самоуправлении общества, роль ремесел в общественном производстве непродовольственных продуктов потребления, развитие торговли для товарообмена между городом и селом, выделение профессиональных управленцев и исполнителей, разделение труда на умственный и физический и т.д. Самым главным отличием азиатского общества является государственная собственность на средства производства. Господствующим классом в азиатском обществе являются чиновники служащие в государственном аппарате которые могут лишь смешивать себя с государством.

Следует понимать, что основы современных теорий социокультурной эволюции заложили в XIX в. европейские и американские мыслители. Европейская уверенность в себе того времени обусловлена ростом политического и экономического господства западных держав в следствии колониальной экспансии по всему миру. Теории социокультурной эволюции основаны на идеологии превосходства западных стран, согласно которой, общества евро-американской цивилизации достигло вершины прогресса человечества, а все остальные народы должны повторить этапы его развития чтобы приблизиться к уровню западной цивилизации.
Глубокие корни идеи европейского превосходства можно проследить в утверждениях Аристотеля, Монтескье, Гегеля и многих других известных мыслителей.

Западные теории социокультурной эволюции отражали распространенную в западных обществах идеологию, которая заключалась в том, что еще начатая древними греками и продолженная сначала римлянами, а потом странами евро-американской цивилизации колонизация менее развитых более развитыми благо для всех — в обмен на эксплуатацию природных и людских ресурсов колонизированных народов, развитые «цивилизованные» и «прогрессивные» страны несут просвещение и приобщают к цивилизации менее развитые отсталые народы, при этом, насаждение западной культуры силой оружия и экономическим принуждением считалось необходимым злом, без которого невозможно приобщить дикарей к цивилизации. Систематический грабеж колоний, уничтожение культуры часто сопровождаемые истреблением колонизируемых народов евроцентричными создателями теорий не обсуждался.

Карл Маркс высказал идею о том, что общественная собственность обусловлена необходимости ирригационного орошения для ведения сельскохозяйственной деятельности в засушливых условиях азиатских стран. В 1957 г. германо-американский историк Карл Виттфогель (1896-1988) разработал теорию «ирригационной империи», согласно которой, государство с азиатским типом производства должна возглавлять сильная централизованная деспотия восточного типа способная с помощью мобилизации общин крестьян, ремесленников и торговцев организовать масштабные работы в интересах экономики (оросительные каналы) или политики (пути сообщения). При сравнении политических систем Виттфогель пришёл к выводу, что в нацистской Германии и Советском Союзе построены современные восточная деспотии основанные на азиатском способе производства.
Понятие «Восточного деспотизма» появившееся в XV — XVIII вв. для характеристики противостоящих Европе политических режимов Оттоманской, Персидской и Могольской империей выражает пренебрежительное, во многим то расистское, отношение европейцев к странам Востока. По этой причине в науке на долгие годы закрепился стереотип, согласно которому, феодально-рабовладельческий путь развития народов Европы, который в конечном итоге привел к появлению капитализма, считался признаком прогресса и цивилизованности, а азиатский путь развития — признаком отсталости и варварства.
В СССР азиатское общество было классифицировано как феодальное и дальнейшие дискуссии прекращены.
Концепция азиатского типа производства противоречила определенным положениям идеологии правящих элит и Запада, и Востока, и Советского Союза, и постсоветской России. Поэтому по идеологическим соображениям не получила должного развития.

Многие государства основанные на государственной собственности на средства производства были богатейшими процветающими культурными центрами своего времени — цивилизации Месопотамии Древний Египет, Индия, Китай, Советский Союз и многие другие примеры позволяют предположить, что общественная (государственная) собственность на средства производства универсальная эффективная форма собственности среди всех существовавших за историю человечества, которая способна успешно освоить любой тип производства и процветать при любой идеологии, кроме частно-собственнической капиталистической.

Задачи общества

Главная задача общества состоит в том, чтобы обеспечить сохранение и развитие человека разумного как вида путем сохранения и передачи генетической информации, а так же развитие и приумножение накопленной человечеством генетически ненаследуемых культурных ценностей и информации.

Сохранение и передача генетически ненаследуемых знаний и опыта всех членов общества как ныне живущих, так и когда либо живших, начиная с момента образования общества до настоящего времени, происходит посредством накапливаемой обществом культурной информации в виде абстрактных образов и символов передаваемой устной и письменной речью, изображений которые хранятся в памяти ныне живущих, бумажных и электронных носителях, а так же в виде искусственных материальных объектов (предметы искусства, быта, средства производства, сооружения и т.п.)
Вся совокупность генетически ненаследуемой информации накапливается в культуре общества. За время существования человечества количество и значение внегенетической (культурной) информации во много раз превысило количество и значение генетически наследуемой информации и с каждым годом растет.

Сохранение и передача генетически наследуемой информации происходит за счет накопленной в культуре информации позволяющей объединять в коллективы и направлять совместные усилия большого количества людей для создания среды обитания которая обеспечивает благоприятной для воспроизводства (размножения) населения условия жизни.

Среда обитания человека

Обусловленная культурой способность к совместному коллективному труду, дает возможность человеку приспосабливать (изменять) среду обитания для своих нужд. В отличие от животных, у которых существуют качественно отличные от общества различного рода внутривидовые зоологические объединения в виде стаи, стада, колонии т.п. способных только приспосабливаются (адаптируются) к условиям среды обитания. Развитый интеллект позволяющий понимать членораздельную речь выделяет человека из животной среды. Культура — результат жизнедеятельности и самая большая ценность создаваемая обществом.

Именно культура делает общество средой которая создает человека и позволят привлечь всех членов общества к созданию материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий для их жизни которые тесно взаимосвязаны с природно-географическими условиями регионов проживания общества (включая климат и природные ресурсы) и образуют с ними единую среду обитания в которой есть все необходимое для формирования и жизнедеятельности всех создающих общество индивидов и социальных групп (включая обеспечение на достаточном уровне воспроизводство человеческих и доступность природных ресурсов).

Общество изменяет окружающую природу и использует для этого находящиеся в ней природные ресурсы нельзя рассматривать общество в отрыве от взаимосвязей с природой. Человек стал самым развитым в мире видом способным создать благоприятные для себя условия жизни в любом месте, расселился по всей планете и получил потенциальную возможность освоения космоса, расширения ареал своего обитания за пределы Земли.

Человек социальное существо, вне общества появиться и жить не может. Только в обществе человек формируется развивается реализует социальные потребности. Вне социума ничем не отличается от животного. Его жизнь теряет смысл все интересы будут направлены только на удовлетворение физиологических потребностей не будет стимула к развитию в таких условиях человек может только деградировать.

Общество сложная постоянно изменяющаяся система состоящая из множества взаимодействующих между собой подсистем которые взаимодополняют и способны взаимозаменять схожие функции друг друга. Такая структура делает общество организованной по сетевому принципу самодостаточной и устойчивой системой способной к самовоспроизводству, самоорганизации саморегуляции и саморазвитию существующей в течение длительного времени намного превышающем длительность жизни одного индивида, измеряемого столетиями и тысячелетиями.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *