Общество

Общество Общество (лат. socium — социум, общее) — это исторически сложившееся объединение людей, все члены которого, вносят свой вклад в создание приемлемых для большинства условий жизни обеспечивающих воспроизводство населения и передачу из поколения в поколение накопленных за всё время существования общества генетически ненаследуемых духовных и материальных ценностей включая жизненный опыт, знания и навыки.

1 Теории появления и развития общества
1.1 Эволюционные теории
1.1.1 Биологическая эволюция
1.1.2 Социокультурная эволюция
1.2 Марксизм
1.3 Социальные циклы
1.4 Альтернативные теории антропогенеза
 1.4.1 Креационизм 
1.4.1.1 Теистический эволюционизм
Этапы эволюции общества
2.1 Первобытное общество
2.2 Доиндустриальные общества
2.2.1 феодально-рабовладельческое общество
2.2.2 Азиатское общество
2.3 Индустриальные общества
2.3.1 Капиталистическое общество
Задачи общества
3.1 Сохранение и передача культурной (генетически ненаследуемой) информации
3.2 Сохранение и передача генетически наследуемой информации
3.3 Среда обитания человека

Теории появления и развития общества

Представление индивида о происхождении человека и общества, глобальной истории человечества и мировоззрение прежде всего определяет вера, а так же оказывают влияние уровень интеллектаобразованиядуховностирелигиозные, политические взгляды, профессия, происхождение и многие другие факторы.
Поэтому общепринятой теории антропогенеза в современном обществе нет. Каждый человек придерживается версии наиболее соответствующей его типу мировоззрения. Каждая теория появления человека и общества предлагает свой вариант истории человечества. Среди существующего множества самых разнообразных вариантов можно выделить три основных типа научных теорий появления человека, общества и последующих социальных и исторических изменений:

  • Материалистические или естественно-научные (теории эволюционного развития).
  • Марксизм.
  • Теории социальных циклов (цивилизационный подход).
Теории эволюционного развития

Доминирующая в современной науке и обществе эволюционная концепция рассматривает человека как результат единого процесса биологической и социокультурной эволюции. В основе эволюционизма заложены идеи в соответствии с которыми, причиной изменений в любой сфере является адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды.
Адаптация не просто способ выживания, но и один из важнейших механизмов развития всего живого. Реальность эволюции в настоящее время не вызывает сомнений у подавляющего большинства учёных.
Теории биологической эволюции рассматривают историю эволюции человека от момента выделения первых древних предков человека из животного мира до появления первого (первобытного) человека и общества.
Теории социокультурной эволюции описывают историю человечества от первобытного состояния до настоящего времени и прогнозируют будущее.
Большую роль в становлении эволюционизма сыграла идея Ч. Дарвина (1809 — 1882) об эволюции как универсальном механизме прогрессивного развития.

Биологическая эволюция.

Эволюционная теория считает антропогенез неотъемлемой частью эволюции всего живого на Земле, которая началась с появления первых живых организмов 3,5 — 4,1 млрд. лет назад в результате процесса абиогенеза — самозарождение жизни путем возникновения живых организмов из неорганических веществ неживой природы в результате химической эволюции.
В то же время существует альтернативная гипотеза панспермии о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство которая рассматривается наукой как вполне реальная. Согласно теории эволюции все организмы, включая современного «человека разумного», произошли от одного общего предка всего живого (LUCA).
Homo sapiens (человек разумный) относится к семейству гоминид, отряда приматов. Основные этапы биологической эволюции человека:

  • Приматы (Primates), — отряд млекопитающих к которому относятся люди, обезьяны и полуобезьяны. По разным оценкам появились от 65 до 85 млн. лет назад: Пургаториус (лат. Purgatorius) — самое древнее известное науке приматоподобное существо, был небольшим животным длиной 10—15 см. Плезиадапис (лат. Plesiadapis) — предположительный предок всех приматов тоже был небольшим, похожим на белку, животным весом около 2,1 кг. обитал в эпоху палеоцена — эоцена около 58—55 млн. лет назад в Европе и Северной Америке
  • Гоминиды (Hominidae) — семейство приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян появились около 19 млн. лет назад.
  • Сахелантроп (лат. Sahelanthropus) — последний общий предок шимпанзе и рода Homo — около 6-7 млн. лет назад.
  • Человек умелый (лат. Homo habilis) — первый представитель рода Homo произошел около 2,5 млн. лет назад.

Первые представители рода Homo были высокоразвитыми животными которые были способны образовывать праобщину или «первобытное человеческое стадо» выделявшееся из зоологических объединений других животных целенаправленным изготовлением и использованием орудий труда. Первые каменные инструменты датируются археологами возрастом около 2,5-3,3 млн. лет.

О времени появления «Праобщины» (Первобытного стада) и общества существуют разные точки зрения. Всё зависит от того, кого считать первым первобытным человеком:
Если считать за первых людей человека умелого (Homo habilis), то около 2,5 млн. лет.
Если человека прямоходящего (Homo erectus), то 1,93 — 2,05 млн. лет назад. Освоение огня человеком прямоходящим стало одним из переломных моментов способствовавших началу социальной эволюции человека.

  • Человек разумный (лат. Homo sapiens ) — первый человек ничем анатомически не отличающийся от современного человека появился около 200-300 тысяч лет назад на территории Африки.

Человек всегда существовал и существует только как существо общественное, пока не было общества не могло быть и людей. Поэтому логично предположить, что человек и общество возникли одновременно в результате эволюции стада древних гоминид, которая могла произойти только при переходе от стадных форм поведения к простейшим коллективным трудовым действиям, что и привело к появлению человека и общества.
Исторический период «Первобытного человеческого стада» заканчивается с появлением первобытного общества.

Есть веские основания полагать, что определяющую роль в переходе первобытного человеческого стада в качественно новое состояние общества сыграло окончательное развитие членораздельной речи.
Первые анатомические предпосылки к появлению речи обнаружены у древних предков человека около 2 — 2,5 млн. лет назад в виде шиловидного отростка височной кости, выпуклости черепа в области нижней лобной извилины левого полушария («центр Брока»), особенностей строения нижней челюсти, подъязычной кости и других анатомических признаков. По мнению лингвистов речь появилась около 100 — 200 тысяч лет назад, эта дата совпадает с временем появления первых Homo sapiens согласно данным палеонтологии.
С появлением устной речи связано появление культуры и общества — полученные при жизни опыт и знания всех членов общества перестали исчезать после смерти индивида, а стали оставаться в памяти общества в виде передаваемых речью из поколения в поколение сложных абстрактных образов и символов. Вся совокупность генетически ненаследуемой информации получила называние: «Культура». Биологическая эволюция перестала играть ведущую роль в эволюции человечества. Определяющим фактором уровня развития стал уровень накопленной культурной информации. Дальнейшая эволюция человечества стала зависеть от накопленных знаний и опыта и подчинена законам социокультурной эволюции. По мере накопления культурной информации появляются новые формы деятельности и происходит усложнение организации общества.

Первым человеком современного вида является кроманьонец, который появился около 40 — 30 тысяч лет назад на территории Европы.

Социокультурная эволюция

Социокультурная эволюция естественное продолжение биологической эволюции человека. Основная идея теорий социальной эволюции заключается в том, что социальный прогресс — это непрерывное последовательное поступательное культурное развитие общества от «примитивного» к «современному» по универсальным, единым для всех обществ законам эволюции. Теории социокультурной эволюции описывают историю человечества от момента появления человека до настоящего времени.

Авторами первых теорий эволюции общества были:
Основоположник социологии французский философ Огюст Конт (1798 — 1857),
американский этнолог, историк и социолог Льюис Генри Морган (1818 -1881),
британский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 — 1903).
Влияние на формирование концепции эволюционизма оказали труды британского этнолога и культуролога Эдуарда Бернетта Тайлора (1832-1917), британского антрополога и культуролога Джэймса Джорджа Фрэзера (1854 — 1941), немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) и др. Особого внимания среди теорий развития культуры и общества заслуживает марксизм оказавший огромнейшее влияние на историю всего человечества.

Марксизм

Философское, экономическое и политическое учение немецких исследователей Карла Маркса (1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 -1895) о революционном развитии и преобразовании общества, является одной из разновидностей эволюционных теорий. Считается самым влиятельным учением конца XIX – начала XX в. Основой марксизма является положение о первичности материи и вторичности сознания. Полемика между многочисленными критиками и сторонниками марксизма продолжается с момента появления учения во второй половине XIX века.  Сторонники учения утверждают, что Марксизм-ленинизм — это единственно верное учением объективно отражающее закономерности социокультурной эволюции. Критики считают марксизм несостоятельным, что Маркс и Энгельс на самом деле отстаивали интересы не пролетариата, а крупного олигархического капитала,  некоторые положения экономической теории устарели. Марксизм-ленинизм  Однако ключевые положения философии марксизма остаются актуальными и в III тысячелетии. Материалистическое понимание истории продолжает оставаться лучшим из всех существующих подходов к изучению исторических и социальных процессов.

Диалектический материализм — теоретическая основа марксизма, философское учение о наиболее общих универсальных закономерностях развития и методах познания и преобразования действительности, основные положения которого были изложены преимущественно в трудах Ф.Энгельса.
Исторический материализм — историческая и научная основа марксизма. Изложенный в трудах К.Маркса анализ исторического процесса развития человечества проведенный с помощью закономерностей и методов познания диалектического материализма.

Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса является одной из немногих научно обоснованных теорий содержащей всесторонний научно обоснованный анализа исторического процесса которая не только систематизирует прошлое, настоящее, но и прогнозирует будущее человечества.

К.Маркс и Ф.Энгельс оказали большое влияние на развитие социологии, экономики, политологии, истории, этнологии, археологи и многих других общественно-исторических наук. Разработали ряд основных понятий: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и многие другие.
Основные понятия марксизма: средства производства, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис и надстройка, классовая борьба, прибавочная стоимость, эволюция и революция и др.

Теория социальных циклов

Концепции циклического развития общества — повторение периодов зарождения, расцвета и упадка или даже гибели человеческих обществ которые часто не подтверждают или не опровергают различные теории появления и развития человечества.
Есть исследователи которые считают, что есть косвенные данные о глобальная природной (а возможно техногенной) катастрофе которая произошла около 13 тысяч лет назад и привела к гибели прошлой высокоразвитой глобальной цивилизации. Оставшиеся в живых люди возродили человечество. Прогресс общества не пошёл по другому пути он снова проходит основные этапы развития, согласно сохранившим свое действие, универсальным законам прогресса человека и общества.

Альтернативные теории антропогенеза

Существуют, считающиеся псевдонаучными, идеалистическая гипотеза божественного сотворения человека (Креационизм), внеземного происхождения человека ( палеоконтакт) и др.

Креационизм

Разные религии по разному описывают появление человека. Согласно учениям многих религий Бог сотворил человека и вдохнул в него бессмертную душу. Человек появился сразу в том виде, каком существует в настоящее время с уже высоко развитым интеллектом, членораздельную речь и письменность получил в уже в готовом виде, сразу имел способность объединяться в общество и за все время своего существования не изменялся.
Многие религии в будущем предсказывают гибель современной цивилизации. В большинстве религий в том или ином виде есть концепция конца света. Например, согласно теистическим учениям авраамических религий перед концом света произойдет последняя битва между силами добра и зла. В последний день существования мира Создателем над всеми когда либо жившими людьми будет совершён Страшный суд после которого души праведников ожидает в награду вечное блаженство, а грешников обречены на вечные страдания. После Страшного суда человечество ожидает совершенно иной качественно новый уровень существования.

Теистический эволюционизм

Разные религии по разному относятся к научным теориям. Например, такие восточные религии, как даосизм, индуизм и буддизм, не отрицают теорию эволюции. Вместе с развитием методов научного познания и человеческой культуры в целом, в ногу со временем, изменяется отношение религии к научным теориям.

Теистический эволюционизм — это один из вариантов идеалистической концепции происхождения жизни и человека, основная идея которого состоит в том, что религиозные учения о творении и научные теории об эволюционном развитии не отрицают, а дополняют друг друга.

Римская католическая церковь в 1950 г. в лице Папы Пийя XII признала, что эволюция может точно описать биологическое происхождение человеческой жизни. В настоящее время сторонники эволюционизма присутствуют во всех основных религиях.

Этапы развития общества.

Эволюционные теории рассматривают развитие общества как процесс смены стадий развития, через которые проходят человеческие общества. От «примитивной» дикости и варварства к «современной» цивилизации. Разные теории выделяют разное количество стадий от — трех до пяти и более.
Критериями определяющими ступень развития общества являются технологии производства материальных благ и форма собственности на средства производства, на поздних этапах развития господствующая идеология. Форма собственности и технология производства во многом взаимоопределяют друг друга. Каждая из существующих форм собственности может появится только при определенных технологиях производства и наоборот — определенный способ производства возможен только при определенных формах собственности. Общественные науки выделяют первобытный (присваивающий), доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы производства, а так же частную и общественную (государственную форму собственности) и особый вид — корпоративную собственность.

В работах Маркса-Энгельса были описаны: античный, феодальный, капиталистический, азиатский (основной особенностью которого является государственная собственность на средства производства), германский (для которого характерна частная (семейная) собственность на землю) и предсказан будущий — коммунистический способ производства.

Учение Маркса и Энгельса получило своё развитие в трудах В.И. Ленина которое было продолжено в СССР. Под руководством И.В. Сталина была разработана, ставшая классической, пятистадийная схема этапов развития общества:

  • Первобытно-общинный (первобытный коммунизм).
  • Рабовладельческий.
  • Феодальный.
  • Капиталистический (включая империализм как высшую стадию).
  • Коммунистический (включая социализм как первую стадию).
Первобытное общество 

Примерно 40—35 тыс. лет до н. э., на грани раннего и позднего палеолита, появились первые люди современного типа. Завершение становления человека было невозможно без завершения формирования общества (социогенеза). Это даёт основание полагать, что именно в это время «первобытное человеческое стадо» трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество.
Первобытное общество — первая ступень развития общества через которую прошли все народы мира.

Первобытное общество охватывает этапы «Дикости» и «варварства» описанные в теориях социокультурной эволюции. В марксизме этот период соответствует «Первобытно-общинному строю». История первобытного общества заканчивается с появлением сельского хозяйства, ремесленного производства, государства и письменности.
Многие учёные считают «Первобытное человеческое стадо» первым этапом эволюции первобытного общества и объединяют эти два этапа в одну историческую эпоху которая соответствуют археологическому периоду каменного века (3 млн. — 7-8 тыс. лет до н. э.) — самому долгому культурно-историческому периоду в истории человечества. Время когда основные орудия труда изготовлялись главным образом из камня.

На протяжении всего палеолита (2,5 млн. — 10-12 тыс. лет до н. э.) продолжалось формирование человека. Первобытное человеческое стадо охватывает период раннего (нижнего) палеолита (2,5 млн. – 140 тыс. лет до н. э.) В позднем (верхнем) палеолите (40-12 тыс. лет до н. э.) уже сложилось первобытное общество, и люди жили родовыми общинами начали заниматься скотоводством и земледелием.

В первобытном стаде поведение человека было подчинено врожденным животным инстинктам. Вероятно, промискуитет был обычным явлением. С появлением семьи, по мере развития, инстинкты все больше подчинялись усложняющимся социальным нормам поведения — семейным, родовым и племенным обычаям и традициям которые до сих пор играют немаловажную роль в семейных взаимоотношениях. В первобытном обществе отношения между людьми регулировались родо-племенными отношениями.

Объем накопленной первобытным обществом культурной информации и навыков был невелик. Каждый отдельно взятый член общества мог в течении жизни освоить все накопленные обществом знания, навыки и успешно выполнять почти все необходимые обществу виды деятельности. Главными источниками существования оставались охота рыболовство и собирательство, производительность труда была низкой, первобытный человек потреблял всё (или почти всё), что производил и поэтому находился в постоянной борьбе за существование: поиск съедобных растений и животных, защищался от хищников занимался созданием орудий труда, одежды убежищ и т.п. Для того чтобы выжить трудиться должны были все.
Характерной особенностью первобытного общества был присваивающий тип хозяйства и общественная собственность на средства производства, отсутствие социального неравенства.

Доиндустриальные общества

Около 12-10 тыс. лет до н. э. люди начали выращивать культурные растения и одомашнивать животных. С появлением скотоводства, сначала мотыжного, а потом пахотного земледелия связана Неолитическая революция производства — начало второй ступени развития человечества. В это время люди от присваивающего хозяйства охотников и собирателей первобытного общества перешли к производящей экономике аграрного общества. Эта ступень развития соответствует начальному периоду эпохи «цивилизации» описанной в теориях социокультурной эволюции. Племена скотоводов жили в степях и полупустынях долго сохраняли кочевой образу жизни и родоплеменные отношения первобытного общества. Земледельцы жили в лесостепи (саванне) и других местах с более умеренным климатом, переходили к оседлому образу жизни и стали создавать долговременные поселения, которые превратились в города и позже стали основой для создания государств и современной цивилизации.

Повсеместное использованием металлов которое началось около VI-IV тысячелетия до н. э. привело к совершенствованию орудий труда, изменению сельского хозяйства и ремесел. После появления пахотного земледелия в конце IV — начале III тысячелетия до н. э. основанного на использовании тягловой силы домашних животных для обработки земли уже не требовалось усилия большого количества людей, стало достаточно усилий отдельных семей которые начали выделяться из родовой общины в единоличные семейные крестьянские хозяйства и чтобы выжить селились крестьянскими соседскими общинами пришедшими на смену роду и племени. Окончательное формирование полноценных семейных крестьянских хозяйств, ставших основной производственной единицей в сельскохозяйственном производстве, является определяющим признаком начала распада родоплеменных отношений первобытного общества.

Переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства накоплению богатства, росту населения, развитию ремесла, искусства. Человек стал производить продукта существенно больше, чем мог потребить, появление (прибавочного продукта) сделало экономически оправданной эксплуатацию человека человеком, а так же стало предпосылкой для появления сначала натурального, а в будущем товарно-денежного обмена.

Первоначально крестьяне в своих хозяйствах одновременно занимались и сельским хозяйством, и изготовлением необходимых для своих нужд простых орудий труда, одежды предметов искусства и других непродовольственных изделий, для изготовления которых, не требовалось освоение сложных технологий изготовления.

Совершенствование и усложнение технологий производства и быта привело к увеличению объема культурной информации до таких пределов, когда в отличии от первобытного общества, один человек уже не мог освоить накопленные в культуре знания, навыки и выполнять все необходимы обществу виды деятельности. Появилась необходимость общественного разделения (а точнее объединения) труда.

С развитием технологий производства, изменением методов земледелия и усложнением быта крестьяне в своем единоличном семейном хозяйстве уже не могли одновременно заниматься сельским хозяйством и обеспечить стабильное производство необходимого количества непродовольственных предметов потребления достаточно высокого качества. Для которого требовалось освоение сложного высококвалифицированного труда, специализированные инструменты и оборудование.

В общинах постепенно начали выделяться занимавшиеся узкоспециализированным трудом ремесленники: кузнецы, гончары, плотники, ткачи, и т.д.

С появлением узкой специализации существенно увеличилась производительность и качество труда, что привело к зарождению товарно-денежные отношений, человек перестал производить продукты и предметы потребления изделия исключительно ради потребления для удовлетворение физиологических и духовных потребностей — целью труда помимо потребления стало производство товара для извлечения прибыли. В результате появилась торговля — услуга обеспечивающая товарообмен между крестьянами и ремесленниками. Тем не менее натуральные хозяйство продолжало преобладать ещё длительное время.

В селениях находящихся вблизи оживленных путей торговых путей своего времени, начали селится ремесленники и торговцы, так же имело значение расположение месторождений полезных ископаемых необходимых для развития ремесел. Так появились первые города. В городах благодаря концентрации ремесла и торговли развитие культуры шло значительно быстрее, чем в сельской местности.

Параллельно развитию городской инфраструктуры и технологий производства шёл процесс трансформации родо-племенная знати в родовую сельскую аристократию и городскую знать из старейшин и вождей племен, предводителей дружин которые взяли себе право распоряжаться землями крестьянских общин и единоличных крестьянских хозяйств вместе с работающими на них крестьянами и стали передавать власть по наследству. На базе шаманства и знахарства формировалось жречество, профессионально занимавшееся отправлением культов и стало предпосылкой появления современных религий. Аристократия и жречество взяли на себя функции управления обществом и защиты от врагов. Захваченные в результате войн и набегов пленники становились рабами.

Социальная стратификация — это объективная необходимость на определенном этапе развития общества без которой невозможна дальнейшая социокультурная эволюция.
С появлением социальной стратификации появилась эксплуатация и социальное неравенство — управленцы узаконили свое право присваивать себе часть результатов труда исполнителей. В мире исторически сложилось три основных исторические формы социальной стратификации: кастовая, сословная, классовая. Тип стратификации и возможность реализации, в той или иной степени, принципов социальной справедливости определяет господствующая в обществе идеология.

В городах ремесленники и торговцы, подобно крестьянам, по сословно-профессиональному принципу объединились в общины (цеха, гильдии). Крестьянские и ремесленные общины регулировали внутренние взаимоотношения и взаимоотношения с местными властями и другими общинами и городами. Общины были важным институтом самоуправления общества пришедшего на смену первобытному. Профессионально-сословные общины были подчинены и обслуживали нужды местной знати и аристократии сформировавшейся из общинной знати, которая сохраняла свой контроль над городами и составлявшими основу общества общинами на всех этапах развития начиная от общины до появления городов и государств.

Ремесленники досконально с детства изучали секреты своего ремесла и передавали по наследникам, держались в строгой тайне от конкурентов. Многие семьи из поколения в поколение занимались одним ремеслом. Каждый мастер чтобы иметь больше заказов усердно работал, по мере возможности усовершенствовал технологии производства, чтобы его изделие получалось лучше чем у других. Ремёсла развивались и совершенствовались быстрее, чем сельскохозяйственное производство. С совершенствованием технологий росли объемы и качество производства.

Земледельческое население быстро попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Первые города возникли в Месопотамии и Египте около 6000 лет до н.э., затем в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии 5000 лет до н. э., в центральной и Южной Америке и в Африке 4000-2500 лет надо н. э.

Независимые крестьянские общины и индивидуальные семейные хозяйства путём присоединения или поглощения мелких хозяйств и общин более крупными и сильными становились крупными усадьбами — производителям необходимого обществу продовольствия, находящимися в подчинении у городской знати и сельской аристократии.
Сельское хозяйство по прежнему оставалось главным производителем материальных благ в обществе, а земля основным средством производства, основной производственной единицей семейное хозяйство.

В связи с необходимостью учета и передачи знаний в торгово-хозяйственной и других видах культурной деятельности, прежде всего городское , а потом и сельскохозяйственное население начало пользоваться письменностью.

Общество появилось в доисторические времена (до появления письменности) поэтому достоверных сведений об этом периоде в истории человечества не сохранилось. Все гипотезы о возникновении общества могут носить только умозрительный характер основанный на вере или логических выводах сделанных в результате анализа данных археологии, палеонтологии, генетики, этнографии и многих других наук.

Появление письменности стало настоящим прорывом в развитии человечества — появилась возможность накапливать, сохранять неопределённо долгое время и передавать на любые расстояния культурную информацию в неискаженном виде. По мере накопления культурной информации происходила эволюция общества.
Первая поротописьменность (пиктография) появилась в конце V — начале IV тысячелетия до н. э. Считается, что период полноценной письменности в истории человечества начинается около 3200 г. до н. э.
Эпоха первобытного общества завершилась с появлением первых государств и письменности.

С появлением письменности непосредственно связано появление первых рабовладельческих городов-государств которые были древнейшими государственными образованиями выполнявшими роль культурных центров сочетающих в себе функции административного, хозяйственного и религиозного центра для жителей самого поселения и прилегающей к нему сёл.
Первые города-государства появились в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в IV — III тысячелетиях до н. э. С появлением первых государств и письменности окончательно завершилась эпоха первобытного общества.
В дальнейшем независимые города-государства почти повсеместно были поглощены централизованными государствами и зарождавшимися империями. Общества сумевшее создать империи становились цивилизациями. С появлением империй отмечается ускорение темпов культурных преобразований в религии науке, ремёслах, экономике.

Появление первых государств законодательно закрепило выделение двух основных видов деятельности, в обществе окончательно разделилось на управленцев и исполнителей занимавшихся преимущественно умственным или физическим трудом.
Структура общества могла значительно отличаться в разных регионах в разное время, но в общем выглядела приблизительно так:

  • Управленцы высшего звена — главы государств и другие государственные и политические деятели, высшее руководство религиозных конфессий занимались умственным трудом.
  • Управленцы среднего и низшего звена — владельцы сельскохозяйственных усадьб, руководители профессиональных общин, военные, городская стража и другие службы выполнявших функции силовых структур совмещают умственный и физический труд.
  •  Работники умственного труда (интеллигенция) — деятели науки, искусства, медицины, религии, торговцы.
  • Работники физического труда — крестьяне (земледельцы, животноводы), ремесленники.

В отличии от первобытного общества, в котором социальные объединения основывались на основе родства, а взаимоотношения регулировались родо-племенными отношениями, в обществах с доиндустриальным типом производства социальные объединения стали создаваться по сословно-профессиональному и территориальному признаку, а взаимоотношения (в том числе методы эксплуатации) регламентировались государственными законами и внутренними правилами и обычаями сословно-профессиональных общин.

В мире исторически сложились две основные модели доиндустриальных обществ экономической основой которых были сельское хозяйство и ремесло: феодально-рабовладельческое (Античное) и азиатское.

Феодально-рабовладельческое общество

Народы Европы пошли по античному пути развития. Территории Балканского полуострова, близлежащих островов и Малой Азии первоначально были заселены высокоразвитыми негреческими народами которыми была создана своя письменность и государственность, освоено мореплавание, установлены торговые и дипломатических контакты с цивилизациями Древнего Востока.
История Древней Греции начинается на рубеже III — II тыс. до н. э. с вторжения древнегреческих племён, согласно одной из гипотез, арийского происхождения из легендарной северной страны греческой мифологии Гипербореи (сначала ахейцев, потом дорийцев, эолийцев, а так же ионийцев).

Наличие на вооружении у ариев боевых колесниц — передового оружия того времени, во многом способствовало успешному завоеванию. Вторжение проходило в несколько этапов, длилось в течение нескольких веков. «Катастрофа бронзового века» произошедшая в XII веке до н. э. (засуха, голод, землетрясение, извержение вулкана или эпидемия) на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье ослабила государства региона, облегчила греческое вторжение, (а возможно была одной из его причин).
Достоверных данных о причинах и ходе вторжения не сохранилось. В результате вторжения коренное догреческое население было истреблено, частично ас­си­ми­ли­ро­вано или вытеснено слаборазвитыми греческими племенами. Города разрушены, государства уничтожены, письменность забыта. В результате народы населявшие территории Греции оказалась отброшены в развитии в «Темные века» до уровня первобытной общины. История Греции после вторжения древнегреческих племен начинается практически заново от родо-племенной общин первобытного общества до появления рабовладельческих городов-государств.

Вместе с изменениям социальной структуры общества шел процесс культурного развития, совершенствования ремёсел. На основе заимствованного у финикийцев алфавита (фонетического письмо) греками был создана письменность.

Развитие Древней Греции в дальнейшем пошло по пути образования независимых городов-государств (полисов) — одной из основ цивилизации Древней Греции. Нехватка земли, примитивные методы земледелия не позволяли древним грекам стабильно получать высокие урожаи. Чтобы обеспечить быстро растущее население полисов древние греки избрали экстенсивный путь развития — не занимались улучшением технологии земледелия для повышения урожайности, существенно не изменяли политическую и экономическую жизнь своих полисов, не сооружали хороших дорог, а предпочитали развивать морские пути сообщения. Для решения вызванных перенаселением проблем нехватки продовольствия и других ресурсов, а так же расширения рынков сбыта была продолжена практика захвата исконно не принадлежавших грекам земель. Создавая колонии города-государства, становились метрополиями. Впоследствии основанные на захваченных землях новые колонии становились полисами, со временем в них накапливались те же проблемы и многие колонии сами становились метрополиями. Таким образом Древняя Греция стала цивилизацией независимых городов-государств связанных между собой общей культурой (язык, религия, обычаи). Греки считали, другие народы «варварами» в отличие от цивилизованных эллинов самой судьбой предназначены для неволи, а их их земли ничейными, которые должны принадлежать принадлежать тому, кто их первый захватит». В процессе колонизации занимали пригодные для земледелия земли При этом местное население не принималось в расчет, совершали набеги на окружающие земли захватывали рабов, это правило было унаследовано римлянами, а в дальнейшем закрепилось на века в поведении и философии экспансии европейских государств.

Эксплуатация природных и человеческих ресурсов колонизируемых территорий обеспечивала метрополии дешевым или вообще бесплатным сырьём — зерно, вино, медь, а также рабами. Экспорт из метрополий в колонии изделий из металлов, тканей, керамики и других ремесленных товаров способствовал развитию ремесел и торговли. Материальная основа процветания полисов и появления высоко развитой культуры Древней Греции была создана за счет использования колоний. За все время было создано большое количество колоний, общее население которых, составляло 1,5—2 млн. человек. В процессе колонизации происходила насильственная, либо добровольная эллинизация населения, захваченных территорий и за одно значительно расширилась сфера распространения греческой культуры.

В VIII—VI вв. до н. э. греческая колонизация получает масштабное распространение. В ходе колонизации метрополиями были основаны города (полисы) на берегах Средиземного и Черного морей. Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах существовавших в разное время.

Успешная колонизация прибрежных территорий, обмен ресурсами и товарами между метрополиями и колониями были возможны только при высоком уровне искусства мореплавания и военного дела которые позволяли древним грекам доминировать и на суше, и на море над другими народами.
Рано или поздно в ходе создания и укрепления колонии приходилось воевать с местными народами и другими городами-полисами. В результате Древняя Греция представляла из себя «лоскутное одеяло» состоящее из многочисленных враждующих межу собой городов-полисов объединению которых мешала местность разделённая горными хребтами, проливами и лесами. В практически непрерывных междоусобных конфликтах неустанно совершенствовалось военное дело. Использование преимущественно морских путей сообщения для перевозки ресурсов и товаров между полисами и поиска новых колоний способствовало развитию мореплавания. В результате древние греки стали обладателям лучших для своего времени армии, торгового и военного флота. Фаланга гоплитов была символом военного дела Древней Греции. Сомкнутое построение тяжеловооруженных пеших воинов долгое время было высочайшим достижением военного искусства античности. Гоплиты доминировали на поле боя в течение четырёх столетий, примерно с начала VII века до н. э. Эти формирования доказали свою эффективность в разгроме персов.

Междоусобные войны, экстенсивный путь развития в итоге привели к кризису полисной системы. Древняя Греция была завоевана Македонией. В период победоносных войн Александра Македонского (336 — 323 гг. до н. э.) влияние и мощь Греции достигли своего пика. Древнегреческая культура распространяется в завоёванных странах. Александр Македонский покорил практически весь известный древним грекам мир, после его смерти империя распалась. К тому времени почти все доступные для колонизации территории были уже захвачены. Возможности для экстенсивного развития исчерпаны началась деградация системы из-за накапливавшихся экономических, социальных и политических проблем.

Древние греки так и не смогли создать единое государство и в конечном итоге постепенно приходящие в упадок греческие государства были захвачены Римской республикой. В 146 г. до н. э. Греция стала римской провинцией. В 27 г. до н. э. была основана Римская империя самое могущественное государство античности в состав которого, входили все земли побережья Средиземного моря. Древние римляне используя лучшие достижения покорённых народов, как и греки, смогли создать самый мощную армию и флот своего времени. Регулярное войско Древнего Рима, один из основных элементов римского общества и государства. История возвышения Рима — это история формирования римской армии. Своим возвышением Рим обязан крепким дисциплинированным легионам своей армии. Римляне так же создали флот, который стал вершиной развития античных военно-морских сил.

Эллинизация Апеннинского полуострова и Сицилии начали греческие колонизаторы в VIII в до н. э. Греция под римским владычеством продолжала быть наиболее образованной частью обширного государства римлян. Начиная с III в. до н. э. идет быстрый процесс эллинизации римского быта и культуры, принимающий во II в. до н. э. ярко выраженный характер. Культура Древнего Рима сформировалась под влиянием греческой.
Римляне, как и греки, тоже столкнулись с проблемами перенаселения, нехватки ресурсов и ре­шали их пу­тём вы­ве­де­ния ко­ло­ний в IV – II вв. до н. э. в зем­ли, за­хвачен­ные в ре­зуль­та­те ­многочисленных войн. Ри­м кон­тро­ли­ро­вал обширные тер­ри­то­рии средиземноморья и частично северного причерноморья. Греческая и римская колонизации стали причиной распространения античной греко-римской культуры по Европе и другим частям мира. Практически всё, что сегодня имеет западная цивилизация, начиная от системы духовных ценностей, научных достижений и заканчивая политическими концепциями, демократией, театром и даже спортом уходит своими корнями в древнегреческую культуру. Древняя Греция считается колыбелью западной цивилизации. Римляне переняли не только культуру, но и экономическую модель древних греков. Экономика Рима зависела от рабов, а его военная мощь традиционно обеспечивал приток богатства и новых рабов за счет ограбления и порабощения покоренных народов. Но когда во втором веке уже были захвачены все пригодное для этого земли, экспансия достигла своего предела, потоки рабов и других военных сокровищ Рима начали иссякать. Как и в Древней Греции, экстенсивная экономика уже не могла расширяться для того чтобы обеспечить растущее население. Накопившиеся экономические, политические, культурные внутренние и внешние проблемы привели к потере контроля над Европой, краху когда то процветающей империи. Важным моментом стал эдикт о свободном исповедании христианства 313 г. римского императора Константина Великого (306—337) которое он принял сам. В 380 г. никейское христианство стало государственной религией Римской империи.

В 395 г. произошло разделение приходящей в упадок Римской империи на западную и восточную. Западная Римская империя прекратила своё существование 4 сентября 476 г. когда командир варваров-наёмников на римской службе Одоакр принудил к отречению императора Ромула Августа. Падение Западной Римской империи принято считать началом нового периода истории Европы — «Тёмных веков» феодального средневековья (V– XV вв.) в Европе после падения Западной Римской империи начался полный упадок во всех сферах. Произошли Великое переселение народов IV — VII вв, первая пандемия чумы начавшаяся в 541 г., войны, изменения климата, сокращение населения.

После распада Римской империи шло формирование феодальной системы крупных землевладельцев путем присоединения к более крупным и лучше защищенным хозяйствам более слабых, крестьянских общин и единоличных семейных хозяйств путем захвата, покупки или добровольного присоединения ради защиты в обмен на уплату денежной и трудовой повинностей.

Марксизм выделяет рабовладельческую и феодальную экономические формации. Феодализм и рабовладение имеют единую сущность — положение закрепощенных крестьян фактически не отличалось от положения рабов. В Римской империи, работавшие в латифундиях рабы, наделялись земельными участками и становились колонами которые имели право иметь свою семью и самостоятельно вести хозяйство. Существует множество других примеров достаточно условной разницы между закрепощёнными крестьянами и непосредственными рабами, что делает вполне обоснованным, объединение этих двух стадий развития.

Особенность феодально-рабовладельческого общества состоит в господстве доиндустриального аграрного способа производства материальных благ с помощью ручного труда и в сельском хозяйстве, и ремесле. Основной производственной единицей была была традиционное патриархальное семейное хозяйство. Семьи владели орудиями труда и оборудованием Главная особенность была в том, что крестьянская семья вместе с землей, на которой трудилась, своими орудиями труда принадлежала феодалу-рабовладельцу и платила ему за это натуральную или денежную повинность, семьи ремесленников производившие непродовольственные предметы потребления для продажи были владельцами средств производства. Наиболее богатой частью городского населения были торговцы.

На обломках Римской империи возникли варварские королевства V–VIII вв. которые постепенно становились национальными государствами и сформировали современную Европу. Большое влияние на все сферы жизни феодального общества оказывала религия. В Европе крупнейшим землевладельцем была церковь.

Восточная Римская или Византийская империя пережила разделение и такого глубокого кризиса, как Западная Европа не испытывала. За время своего существования оставалась самой мощной экономической, культурной и военной силой в Европе после падения Западной Римской империи продолжала существовать ещё тысячу лет до захвата Константинополя Османской империей в 1453 г.

Европа продолжала начатый греками экстенсивный путь развития, в XI в. перебывала глубоком кризисе. Острая проблема перенаселения, засуха и неурожаи привели к обнищанию населения и угрозе голода, как сообщил Папа Урбан II, Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. Именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли. Поводом для провозглашения «крестового похода» направленного на освобождение святынь христианства, стал призыв к вооруженному паломничеству в Иерусалим византийского императора Алексея I для помощи в борьбе с мусульманами в 1096г. Целью крестовых походов было желание обогатиться за счет ресурсов Востока и за одно распространить влияние Католической Церкви на другие народы. Крестовые походы не имели успеха. В конце XIII фактически прекратились. Было предпринято восемь крестовых походов. Так же известны крестовые походы в Европе против славян 1147), на Русь(1240 -1242 гг.) и многие другие.

Результатом крестовых походов кроме гибели бесчисленного количества людей стал культурный обмен между Востоком и Западом, развитие медицины и науки, прогресс военного дела в Европе и мореплавания (большая часть крестоносцев отправлялась в Святую землю морем). Сложились прочные оживлённые торговые связи между странами Востока и Европы по Средиземному морю через итальянских купцов. Созданы основы для появления коммерческой экономики и затем распространившейся на остальную Европу и эпохи возрождения. (XIV — XVI) вв.

Появились условия для развития заложенных в феодально-рабовладельческом обществе основы капитализма: во II в. до н. э. появлялся Великий Шелковый путь — первый трансконтинентальный торговый путь связывавший Восточную Азию со Средиземноморьем. Предвестник современной глобализации, один из первых случаев в истории перехода торговли с местного и регионального уровней на международный.
В Вавилоне ростовщичество засвидетельствовано уже во второй половине III тысячелетия до н. э. Древние греки переняли финансовые отношения с Востока, вслед за ними римляне одни из первых в мире, создали банкинг как регулярное занятие и отрасль экономики. Сложились товарно-денежные рыночные отношения,были созданы условия для появления международной торговли.

Пока Запад занимался преимущественно совершенствованием военного дела и мореплавания Восток развивал интенсивное ирригационное земледелие и ремесленное производство. До XIX Восток занимал ведущее место по развитию производства. в мировой торговой системе ранних веков в XVIII в. Китай производил треть мировой продукции и обладал целым рядом передовых технологий, которые делали китайскую экономику одним из лидеров мирового хозяйства. Для сравнения вся Европа производила менее четверти товаров в мире. Поэтому торговля между Востоком и Западом носила односторонний характер. С Востока шли дорогие товары считавшиеся предметами роскоши, а Запад в обмен мог предложить только серебро и золото, экстенсивное развитие которое заключалось в постоянном наращивании объемов добычи и в конечном итоге привело к истощению месторождений драгоценных металлов в Европе.

В течение столетий лучшие умы европейской цивилизации веками трудились над совершенствованием оружия кораблестроения и навигации в результате на рубеже XIV — XVI вв. произошли значительные изменения в военном деле вызванные внедрением огнестрельного оружия. Революция в военном деле включала в себя, «пехотную», «артиллерийскую», «фортификационную» и «огнестрельную» революции которые сопровождались появлением профессиональных армий наемников. Военная революция в корне изменила ход истории человечества, обеспечила Европе господствующее положение в мировом военном деле способствовала восхождению Запада к мировому господству.

Активизация торговли в результате крестовых походов обострила дефицит драгоценных металлов в Европе и стала причиной, а лучшие в мре армия и флот создали все необходимые условия для Коммерческой революции — периода экономической экспансии Европы конца XIII начала XVIII вв. которая сопровождалась кризисом средневековья XIV—XV вв. Великом голодом (1315—1317гг.) вызванным неурожаями из-за ухудшения климата на фоне роста населения, второй пандемией чумы, пик которой пришёлся на 1346—1353 гг. От болезни погибло около половины населения Европы. «Черная смерть» полностью изменила средневековую Европу подготовила почву для последующих кардинальных, технологических и социальных изменений.

Падение Восточной Римской империи XV в. завоевание турками турками-сельджуками восточных берегов Средиземного моря и черноморского побережья закрыло прежние пути в Индию сделало необходимым поиск альтернативных путей для торговли с Востоком.

Развитие навигации, картографии и кораблестроения сделало возможным дальние морские путешествия. В ходе поисков новых источников драгоценных металлов и создания альтернативных торговых путей, европейцы в эпоху Великих географических открытий (XV—XVII вв.) открыли новые земли и морские маршруты в Африку, Азию, Америку, Австралию и Океанию. Созданные торговые пути стали основой системы международной торговли и необходимым условием для начала эпохи европейского колониализма в XVI—XX вв. В этот природ Торговля стала глобальным явлением началась широкая мировая торговля. Ост — Индские частные компании созданные Великими державами в XVII–XIX вв. (британская, нидерландская, фран­цуз­ская, датская, шведская и другие) обладали монопольным правом на торговлю со странами Востока, стали первыми в истории человечества транснациональными корпорациями. 

Во время колонизации европейцы при столкновении с народами иных культур использовали своё технологическое превосходство (океанические парусные суда и огнестрельное оружие) для ограбления стран третьего мира военными, политическими и экономическими методами. Военно-конфискационные методы играли главную роль в эксплуатации колоний в тот период. Приток сырьевых ресурсов и работорговля, привел к концентрации в странах Европы крупных капиталов, развитию европейской банковской системы, обеспечило финансирование в науки и стимулировало развитие формирующейся промышленности. Для колониальной политики было характерно установление монополии в торговле с покорёнными территориями, использование рабского труда местного населения, захват и разграбление целых стран и истребление народов. Разрушение производительных сил, задерживало экономическое и политическое развитие порабощённых странах. Примером является политика Британской Ост-Индской компании в завоёванной в 1757 году Бенгалии, жертвами которой стали 10 миллионов человек, колонизация Ирландии и судьба многих других народов. После внедрения крупного фабрично-заводского производства в ходе промышленной революции колонии становились аграрно-сырьевыми придатками метрополий, рынками сбыта промышленной продукции и источниками сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Колониальная и промышленная монополии в результате победы над Францией, расширение владений за за счёт Нидерландов, Испании и Португалии, подчинение себе Китая, Индии, а так же Австралии и значительной части Африки обеспечили Великобритании положение самой мощной державы XVIII—XIX вв. которая стала крупнейшей индустриальной державой обеспечивая 40% мирового промышленного производства и «банкиром» мира.Одновременно в мире происходили социально-экономические преобразования которые привели к переходу от феодально-рабовладельческого общества к капиталистическому.

Азиатское общество

Термин: «Азиатский способ производства» был впервые использован К. Марксом. Азиатское общество — второй этап развития народов Востока, один из типов аграрного общества пришедший на смену первобытному.
Многие авторы не признают реальность существования, отличного от европейского, азиатского пути развития. Считают азиатское общество разновидностью феодально-рабовладельческого.
Азиатский способ производства существовал в в древности в Индии, Египте, Китае, Месопотамии, арабских странах.
Феодально-рабовладельческое и азиатское общества имеют много общего — это аграрные общества в которых земля основное средство производства, совпадают роли сословных общин в самоуправлении общества и роль ремёсел в общественном производстве непродовольственных продуктов потребления, имеет значение развитие торговли для товарообмена между городом и селом, стратификация на профессиональных управленцев и исполнителей, занимающихся преимущественно умственны или физическим трудом и т.д. Самым главным отличием азиатского общества является государственная собственность на средства производства. Господствующим классом в азиатском обществе являются чиновники служащие в государственном аппарате которые ощущают себя частью государства.

Карл Маркс высказал идею о том, что общественная собственность обусловлена необходимости ирригационного орошения для ведения сельскохозяйственной деятельности в засушливых условиях азиатских стран. В 1957 г. германо-американский историк Карл Виттфогель (1896-1988) разработал теорию «ирригационной империи», согласно которой, государство с азиатским типом производства должна возглавлять сильная централизованная деспотия восточного типа способная с помощью мобилизации общин крестьян, ремесленников и торговцев организовать масштабные работы в интересах экономики (оросительные каналы) или политики (пути сообщения). При сравнении политических систем Виттфогель пришёл к выводу, что в нацистской Германии и Советском Союзе построены современные восточная деспотии основанные на азиатском способе производства.
Понятие «Восточного деспотизма» появившееся в XV — XVIII вв. для характеристики противостоящих Европе политических режимов Оттоманской, Персидской и Могольской империй выражает пренебрежительное и во многом расистское отношение европейцев к странам Востока. По этой причине в науке на долгие годы закрепился стереотип, согласно которому, феодально-рабовладельческий путь развития народов Европы, который в конечном итоге привел к появлению капитализма, считался признаком прогресса и цивилизованности, а азиатский путь развития — признаком отсталости и варварства.
В СССР азиатское общество было классифицировано как разновидность феодальное и дальнейшие исследования прекращены.
Концепция азиатского типа производства противоречила определенным положениям идеологии правящих элит и Запада, и Востока, и Советского Союза, и постсоветской России. Поэтому изучение азиатского способа производства по идеологическим соображениям не получила должного развития.

Следует понимать, что основы современных теорий социокультурной эволюции заложили в XIX в. европейские и американские мыслители. Европейская уверенность в себе того времени обусловлена ростом военного, политического и экономического господства западных держав в следствии колониальной экспансии по всему миру. Теории социокультурной эволюции основаны на идеологии превосходства западных стран, согласно которой, общества евро-американской цивилизации достигло вершины прогресса человечества, а все остальные народы должны повторить этапы его развития чтобы стать частью мировой капиталистической системы созданной западной цивилизацией.
Глубокие корни идеи европейского превосходства можно проследить в утверждениях Аристотеля, Монтескье, Гегеля и многих других известных мыслителей.

Западные теории социокультурной эволюции отражали распространенную в западных обществах идеологию, которая заключалась в том, что еще начатая древними греками и продолженная сначала римлянами, а потом странами евро-американской цивилизации колонизация менее развитых более развитыми благо для всех — в обмен на эксплуатацию природных и людских ресурсов колонизированных народов, развитые «цивилизованные» и «прогрессивные» страны несут просвещение и приобщают к благам цивилизации менее развитые отсталые народы, при этом, насаждение западной культуры силой оружия и экономическим принуждением считалось необходимым злом, без которого невозможно приобщить дикарей к цивилизации. Систематический грабеж колоний, уничтожение целых народов которые часто сопровождаемые истреблением колонизируемых народов евроцентричными создателями теорий не обсуждался.

Многие государства основанные на государственной собственности на средства производства были богатейшими процветающими культурными центрами своего времени — цивилизации Месопотамии Древний Египет, Индия, Китай, Советский Союз и многие другие примеры позволяют предположить, что общественная (государственная) собственность на средства производства универсальная достаточно эффективная форма собственности среди всех существовавших за историю человечества, которая способна успешно освоить любой тип производства и существовать при любой идеологии, кроме частно-собственнической капиталистической.

В результате колониальной политика стран Запада К началу XX в. весь мир был практически поделен между Великими державами. Все страны избравшие азиатски путь развития были насильствнно включены в мировую капиталистическую систему с помощью колониальных войн и навязанных «больших» и «малых» и неравноправных договоров. Буржуазно-либеральные революции завершили переход от феодально-рабовладельческого общества к капиталистическому

Индустриальные общества

Индустриальное или промышленное общество — это социальная формация, которая сформировалась в результате перехода от индивидуального мелкотоварного ручного семейного производства, характерного для доиндустриальных обществ, к коллективному промышленному производству, ориентированному на массовое производство большого количества однородных товаров.

Переход происходил в несколько ключевых этапов. Первыми промышленными предприятиями были мануфактуры, которые появились в XIV в. в Италии. На мануфактура ещё сохранялся ручной труд, но процесс производства продукции был разделен на простые операции. Каждая группа рабочих была специализирована в выполнении одного конкретного действия. Узкоспециализированный коллективный труд позволял более дешево наладить и быстро производить большие объемы продукции намного более эффективно, чем индивидуальное ремесленное производство. В процессе развития массового производства, ремесленники, чьи товары уже не могли конкурировать с промышленным производством, стали разоряться. Они были вынуждены покинуть свои малые мастерские и присоединиться к растущей популяции лишенных собственности на средства производства наемных рабочих (пролетариев).

После появления мануфактур, следующим важным этапом в переходе к индустриальному обществу стала Первая промышленная революция XIX XVIII—XIX вв. которая заключалась в массовом переходе от ручного труда к машинному в результате изобретения парового двигателя. Теперь уже ремесленники массово разорялись становились наемными рабочими. Капиталистические отношения развивались и в сельском хозяйстве. Появился класс крупных землевладельцев — сельских капиталистов и бедноты(поденщики, батраки) вынужденных продавать свой труд. Мелких землевладельцев массово сгоняли со своих земель и они становились рабочими на промышленных предприятиях. В разных странах этот процесс шел свим путем, но оставался всеобщим явлением. Позднее массовое производство основанное на механизированном труде было внедрено и в сельском хозяйстве. Появление крупных агропромышленных комплексов в которых широко используется наемный труд привело к исчезновению принципиальной разницы между трудом в сельском хозяйстве и промышленности.

В процессе формирования капиталистического общества появился класса лишенных собственности пролетариев вынужденных продавать свой труд для получения средств к существованию и класс буржуазии — владельцев средств производства эксплуатирующих наемный труд пролетариев.

Ещё одним важным событием связанным с появлением парового двигателя стало появление пароходов и железных дорог. Транспортная революция которая произошла где-то между 1820 и 1850 гг. значительно снизила стоимость международных перевозок. Быстрые дешевые и безопасные трансконтинентальные и трансокеанские перевозки, и появление современных средств связи создали условия для наступления эпохи глобализации. позволили охватить весь мир международной торговлей.

Капиталистическое общество

Капитализм — это мировая экономическая система, основанная на индустриальном производстве и частной собственности на средства производства и их эксплуатации с использованием наемной рабочей силы с целью получения прибыли. Средства производства используемые для получения дохода являются капиталом, находящимся в постоянном движении (кругообороте). В этом цикле капитал проходит этапы на каждом трансформируется из  одного формы  в другую: денежный (финансовый), промышленный и торговый  (товарно-денежный) К. Маркс определил капитал как стоимость, приносящую прибавочную стоимость.

Для капитализма характерно стремление к концентрации капитала путем накопления или централизации за счет принудительного или добровольного присоединения, а так же поглощения с целью увеличения прибыли и усиления конкурентных преимуществ за счет сокращения производственных затрат более высокой устойчивости и стабильности крупных предприятий в случае кризиса. Когда концентрация и централизация капитала приводит к образованию мировых промышленных и финансовых монополий наступает империализм — высшая стадия развития капитализма который характеризуется господством монополий и финансового капитала, разделом мира между транснациональными корпорациями и завершением раздела всей земли между Великими державами.

 Дальнейшему развитию глобального капиталистического общества мешали сложившиеся в средневековье феодально-рабовладельческие отношения. По Марксу назрела необходимость устранения несоответствие производительных сил и производственных отношений. Эту задачу решили многочисленные буржуазные революции, происходившие в различных государствах и в разное время:
нидерландская (1566-1609 гг.), английская революция (1640—1688 гг. начавшаяся с созыва парламента), первая американская революция (Американская война за независимость, 1775—1783гг.), Великая французская революция (1789–1799) гг.), европейские революции ( 1848— 1849гг. — «Весна народов»)и многие другие. Буржуазные революции привели к упразднению крепостного права, ликвидации или ограничению монархической власти широким слоям населения были предоставлены политические права, завершилось уничтожение феодально-рабовладельческого строя или его остатков, власть перешла из рук дворянства к буржуазии заинтересованной в установлении либерально-демократического политического режима управления обществом. Были основаны парламентские республики, законодательно закреплены права и свободы человека устранение феодальной-крепостной зависимости привело к появлению свободной рабочей силы на рынке труда были устранены препятствия для использования массового машинного производства и развития международной торговли необходимой для сбыта большого количества промышленных товаров. Производство большого количества недорогих товаров привело к появлению общества массового потреблением материальных благ. Машинное производство сделало целесообразной массовую эксплуатации более дешёвого женского и детского труда не требующего физической силы и высокой квалификации создало условия для эмансипации,а появления феминизма и разрушения традиционной патриархальной семьи. Падение феодально-рабовладельческого общества продолжалось до середины XIX века Смена способа производства и установление новых отношений шло постепенно. Например, борьба пролетариата против капиталистической эксплуатации привела появлению профсоюзов с целью защиты прав и свобод работников и многим другим социальным изменениям.

 Значимым событием после либерально-демократических преобразований стало основание Банка Англии в 1694 г. – первого в мире частного центрального банка для финансирования войны с Францией. Банк кредитовал правительство и для оплаты долга правительства о выпускал новых деньги это важный момент в борьбе владельцев финансового капитала за установление контроль над миром. Банкиры получили экономическую власть в стране впервые в истории финансисты вошли в высшие эшелоны власти. Точно так же в 1913г. был создан ФРС для финансирования Первой мировой войны. У центробанков других стран мира разные формы собственности.

В начале ХХ в Англия утратила статус «фабрики мира». её сильно потеснили с лидирующего положения в экономике мира США и Германия. К тому времени мир уже был поделен свободных регионов для колонизации не осталось. Смена расстановки сил требовала передела мира между колониальными империями в борьбе за рынки сбыта и источники сырья стала экономической причиной Первой мировой воны 1914–1918 гг. между военно-политическими коалициями стран Антанты, в которую входили Франция, Россия и Великобритания и Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии и их союзниками. Завершилась поражением Германии и её союзников.
По итогам войны был подписан Версальский договор, создана Лига Наций первая всемирная межправительственная организация. Первая мировая война сделала США ведущей мировой державой за счет значительного роста экономики, особенно ВПК, кредитов странам участвовавшим в войне мира 10 млрд. долларов на для покупки оружия и послевоенного восстановления. В США были накоплены большие объемы золота и иностранной валюты. На этом фоне экономика США переживала невероятный подъем, что привело к кризису перепроизводства который стал причиной «Великая Депрессия»929 — 1939 гг. Многие авторы утверждают, что кризис был спровоцирован владельцами ФРС с целью отъема накопленного золота поглощения мелких конкурентов в лице обанкротившихся частных банков. «Великая Депрессия» подготовила почву для прихода к власти Гитлера

Первой мировая вона стала одной из причиной революций в России и появления Сотского Союза. 

Итоги Первой мировой войны войны стали причиной Второй мировой войны (1939 — 1945 гг.) — крупнейшего вооружённого конфликта в истории человечества в котором участвовало 62 государства из 74, погибло более 70 млн. человек. Война была развязана Великими державами за право управления миром. Главной причиной было стремление мировых держав к переделу мира, желание Германии взять реванш за поражение в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Войну вели два военно-политические коалиции Антигитлеровская коалиция: СССР, Великобритания США, Франция, Китайская республика и Страны «оси» (Берлин — Рим — Токио): Нацистская Германия Италия, Японская империя и их союзники. Завершилась поражением гитлеровской коалиции. Итогом стал запрет осуждением идеологий фашизма и нацизма, создание вместо Лиги Наций Организации Объединенных Наций (ООН)26 июня 1945 г., СССР и США стали сверхдержавами мир раскололся на два лагеря, началась Холодная война. 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от возможной угрозы советской экспансии основан военно-политический блок НАТО ( North Atlantic Treaty Organization). советским ответом блоку НАТО был Варшавский Договор европейских социалистических государств подписанный 14 мая 1955г. В следствии изменения расстановки сил произошёл распад системы колониализма и формированию «стран третьего мира».

 Соглашение правительств 44 стран принятое на Бреттон-Вудской конференции проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. по итогам двух мировых войн положило начало формированию современной международной валютно-финансовой системы. Был введен запрет свободной купли-продажи золота, доллар США стал основной мировой валютой без которой невозможно участвовать в международной торговле, вследствие чего все участники мирового рынка оказывались зависимы от ФРC, выполняющий функции центробанка США. Для управления валютной системой был учрежден Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк), наряду с ними предполагалось создание, Всемирной торговой организации (ВТО) которая была основана 1 января 1995 г. Статус «мирового банкира» перешел от Великобритании к ФРС США. Появление единого международного расчётного средством для всех государств устранило препятствия для свободного движения капиталов и товаров, стимулировало развитие мировой торговли в частности и глобализационные процессы в целом. В ответ на Бреттон-Вудское соглашение Советский Союз 5 января 1949 года основал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

 Целью создания МВФ, Всемирного банка и ВТО в рамках Бреттон-Вудской системы было объявлено развитие международного сотрудничества и торговли, предоставление кредитов бедным странам для развития на экономики. Критики системы считают, что в результате деятельности этих организаций страны третьего мира попадают зависимость от богатых страны Запада Запада и становясь все более отсталыми. Попадают в зависимость от транснациональных корпораций являются являются эффективным глобальными инструментами экономического политического порабощения»стран третьего мира». Государствам-метрополиям стало не выгодно содержать войска, полицию, администрацию в своих колониях сверхприбыли от эксплуатации ресурсов «стран третьего мира» стали получать транснациональные корпорации. 

 8 января 1976 года изжившая себя Бреттон-Вудская система из-за заложенных в её основу внутренних внутренних противоречий описанных начале 1960-х годов Робертом Триффином (Парадокс Триффина) была реорганизована в Ямайскую международную валютную систему которая официально отменила золотой стандарт и золотые паритеты вместо золота роль средства международных платежей была закреплена за специальными правами заимствования (SDR, Special drawing rights) которые выпускает Международный валютный фонд ( МВФ), создана европейская валютная система расчётной единицей которой стал евро. По сути были установлена свободная торговля валютой (свободная конвертация валют), устранены все ограничения международного движения капитала, ускорился процесс финансовой глобализации, за долларом США сохранён статус главной мировой резервной валюты.

Изобретение морских контейнеров в 1956 г. позволило автоматизировать, значительно снизить транспортные и расходы, ускорить перемещение товаров в любую точку мира. Контейнеризация стала ещё одним важным элементом глобализации.

 Либеральные демократы считают капитализм вершиной развития человечества. В условиях конкурентной борьбы повышается эффективность производства, государство  обеспечивает защиту частной собственности, условия способствуют экономическому подъёму и росту уровня благосостояния всего населения, эффективно распоряжается имеющимися ресурсами каждому дается шанс на безбедную жизнь.

По мнению критиков финансовый капитал изначально предназначенный для обслуживания промышленного и торгового с формированием мирового рынка финансовый капитал стал играть главенствующую роль. Главным экономическим регулятором в экономике становился кредит. Бреттон-Вудских соглашения, отвязывали от стоимости золота доллар США , но при этом признавали главной валютой мировой торговли, наступило перерождение кредита. Собственно доллар США перестал быть валютой, а превратился в условную единицу, которая не привязана ни к чему, кроме политической воли Федеральной резервной системы (ФРС), кредит превратился из экономического инструмента в политический. Финансовый капитал США, получив доступ к неограниченному кредиту, превратился в главный инструмент колонизации системой надгосударственного кредитно-финансового управление через ссудный процент. Капиталистическая система основанная на ссудном проценте который неизбежно ведет к кризисам перепроизводства  инфляции которая  является самым эффективным средством перераспределения национального богатства — от более бедных слоев общества к более богатым является экстенсивной системой которая  после завершения процессов глобализации неминуемо закончится крахом.

 социалистическое общество

Социализм — общественно-экономическая система основанная на индустриальном производстве материальных благ и государственной собственности на средства производства Первая стадия коммунизма предсказанного  в марксизме.

Первое социалистическое общество было  построено в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР. Первая мировая война стала причиной  глубокого кризиса Российской империи, Октябрьской революции 1917 г., Гражданской войны в России в 1917–1922 гг. В итоге  30 декабря 1922 г. был основан  Советский Союз. Вклад СССР в победу над нацизмом был решающим 1945 года, после победы во Второй мировой войне, СССР наряду с США стал одной из двух сверхдержав. 

 По мнению сторонников преимущество социалистического способа  производства  подтверждают, что встроенной при И. В. Сталине   экономикой за время существования  СССР были достигнуты беспрецедентные в мировой истории по своим масштабам успехи во всех областях:  развитие науки, техники систем образования и здравоохранения,  советский Союз установил мировой рекорд по темпам среднегодового роста экономики – 13,8%. В СССР не было инфляции регулярно снижались цены, повышались   зарплаты. На фоне постоянного повышения  жизни в СССР отмечалось  укрепления рубля. Экономика Сталина была нацелена на развитие всего народного хозяйства в комплексе. Если предприятие было убыточным , но выпускала нужную народному для развития страны продукцию его убытки покрывались за счёт прибыли всей системы. в итоге росл росла эффективность  экономики  всей страны. После прихода к власти  состоявшего  в троцкистской фракции ВКП (б)Н.С состоявший в тро в троцкистской фракции ВКП (б)Хрущева Н.С. сторонника идеи Троцкого Л.Д. мирового коммунизма экспансии революции по всему миру  начались реформы  в советскую экономику были внедрены элементы либерально-экономической модели рыночного хозяйства: ликвидация приусадебного хозяйства, реорганизация колхозов в совхозы, предоставление  хозяйственной самостоятельности предприятиям  вместо показателя валовой продукции главным критерием эффективности предприятия стала прибыль. Реформы привели к замедлению роста  экономики и заложили причины Распада СССР.впервые за многие годы, точнее за последние 50 лет страна стала закупать за рубежом зерно в конце 1950 – начале 1960-х в центральных областях СССР и Сибири был голод. Началась антирелигиозную, кампания которую запретил  И.В. Сталин в гды ВОВ.

.Задачи общества

Главная задача общества состоит в том, чтобы обеспечить сохранение и развитие человека разумного как вида путем сохранения и передачи генетической информации, а так же развитие и приумножение накопленной человечеством генетически ненаследуемых культурных ценностей и информации. Создать условия для реализации генетически заложенного потенциала человека.

Сохранение и передача генетически ненаследуемых знаний и опыта всех членов общества как ныне живущих, так и когда либо живших, начиная с момента образования общества до настоящего времени меняется вместе с развитием технологий. накапливаемая обществом культурная информация передается в виде абстрактных образов и символов передаваемой устной и письменной речью, изображений которые хранятся в памяти ныне живущих, бумажных и электронных носителях, а так же в виде искусственных материальных объектов (предметы искусства, быта, средства производства, сооружения и т.п.)
Вся совокупность генетически ненаследуемой информации накапливается в культуре общества. За время существования человечества количество и значение внегенетической (культурной) информации во много раз превысило количество и значение генетически наследуемой информации и с каждым годом растет.

Сохранение и передача генетически наследуемой информации происходит за счет накопленной в культуре информации позволяющей объединять в коллективы и направлять совместные усилия большого количества людей для создания среды обитания которая обеспечивает благоприятной для воспроизводства (размножения) населения условия жизни.

Среда обитания человека

Обусловленная культурой способность к совместному коллективному труду, дает возможность человеку приспосабливать (изменять) среду обитания для своих нужд. В отличие от животных, у которых существуют качественно отличные от общества различного рода внутривидовые зоологические объединения в виде стаи, стада, колонии т.п. способных только приспосабливаться (адаптироваться) к условиям среды обитания. Развитый интеллект позволяющий понимать членораздельную речь выделяет человека из животной среды. Культура — результат жизнедеятельности и самая большая ценность создаваемая обществом.

Именно культура делает общество средой которая создает человека и позволят привлечь всех членов общества к созданию материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий для их жизни которые тесно взаимосвязаны с природно-географическими условиями регионов проживания общества (включая климат и природные ресурсы) и образуют с ними единую среду обитания в которой есть все необходимое для формирования и жизнедеятельности всех создающих общество индивидов и социальных групп (включая обеспечение на достаточном уровне воспроизводство человеческих и доступность природных ресурсов).

Общество изменяет окружающую природу и использует для этого находящиеся в ней природные ресурсы нельзя рассматривать общество в отрыве от взаимосвязей с природой. Человек стал самым развитым в мире видом способным создать благоприятные для себя условия жизни в любом месте, расселился по всей планете и получил потенциальную возможность освоения космоса, расширения ареал своего обитания за пределы Земли.

Человек социальное существо, вне общества появиться и жить не может. Только в обществе человек формируется развивается реализует социальные потребности. Вне социума ничем не отличается от животного. Его жизнь теряет смысл все интересы будут направлены только на удовлетворение физиологических потребностей не будет стимула к развитию в таких условиях человек может только деградировать.

Общество сложная постоянно изменяющаяся система состоящая из множества взаимодействующих между собой подсистем которые взаимодополняют и способны взаимозаменять схожие функции друг друга. Такая структура делает общество организованной по сетевому принципу самодостаточной и устойчивой системой способной к самовоспроизводству, самоорганизации саморегуляции и саморазвитию существующей в течение длительного времени намного превышающем длительность жизни одного индивида, измеряемого столетиями и тысячелетиями.

Поделиться ссылкой: