Белый лотос

Байляньцзяо (白蓮敎, báiliánjiào — «учение Белого лотоса») — религиозное национально-патриотические движение буддийских даосских сект и тайных обществ Китая существовавших в разные эпохи которые объединяло сходство политических взглядов, религиозных доктрин, а также оздоровительные практики традиционной китайской медицины, гимнастики и боевых искусств.

Учение белого лотоса

В основе учения религии Белого лотоса лежит вера в Нерождённую Королеву-мать Запада известную под разными местными именами. Ушэн Лаому (無極 母, «нерожденная старая мать»), Си Ван-му (西王母, «Царица-мать Западного рая»), Доуму (斗母, Doumu, буквально: «Мать Большой Медведицы») являющаяся покровительницей созвездия Большой медведицы, Хоу-ту (后土 Houtu, Королева Земли) некоторыми исследователями считаются различными проявлениями Нерождённой Праматери, которая некогда возникла из начальной субстанции, и зачастую в сектах Белого лотоса отождествлялась с Буддой Амитабхой.

Ушэн Лаому породила от себя Инь и Ян (сына и дочь) первых небожителей: сын Фуси — Ян и его супруга Нюва — Инь. Эти боги не были выдуманы сектантами, их культ существовал в народе с незапамятных времен. Все трое живут в Небесном дворце Западного рая Тяньгун (天宫, Tiangong). Дворец Королевы-матери является своеобразным связующем звеном между мирами живых и мертвых, в саду на территории дворца растут волшебные персики дарующие бессмертие. Кроме бессмертия, Королева Запада также отвечает и за смерть.

От Фуси и Нювы произошли первопотомки которые изначально не имели материальных тел, спустившись на Землю, обрели тела и стали предками всех людей, но при этом попали под влияние тел, утратили свою изначальную природу и предались порокам. Отсюда в мир пришло зло, появились страсти, вожделения, социальное неравенство, войны, воровство и убийства. Это очень расстроило Нерождённую Праматерь. Она хотела уничтожить мир, но находящиеся при Небесном дворце Будды смогли её отговорить. Чтобы у желающих  была возможность спастись, она послала на Землю свое учение и разделила всю земную историю на три эпохи «синего», «красного» и «белого» солнц и определила своего Будду-покровителя для каждой эпохи:

  • В первую «эпоху синего солнца» землю освящал Будда Кашьяпа, восседавший на синем лотосе.
  • Духовный наставник нынешней «эпохи красного солнца» Будда Шакьямуни, восседающий на красном лотосе.
  •  Третья, будущая «эпоха белого солнца» будет ознаменована тем, что Нерождённая Праматерь для избавления всех живущих от страстей пошлёт в мир в человеческом обличье Будду Майтрейю — бодхисатву эры гармони, который будет восседать на престоле Белого лотоса (弥勒佛 Milefo). С его приходом для всех праведников   будет установлено  царство всеобщего равенства и справедливости.

Согласно учению, цель каждого человека вернуться к Вечной Матери. Для этого надо духовно совершенствуясь достичь Нирваны (真空, Zhenkong – Истинной пустоты), ибо праведники возрождаются на древней «прародине» в озере заросшем белыми лотосами.

Последователи учения ожидали прихода Светлого правителя (Мин-вана). Проповедники «Белого Лотоса» учили: «Все люди равны, ибо являются потомками одних родителей, братья и сестры!»
Главным лозунгом Белого Лотоса были три фразы: «Нерождённые родители, Нирвана, Родина» (无生父母,真空,家乡 Wusheng Fumu, Zhenkong, Jiaxiang)

Происхождение

Культовые предметы изображающие матриархальное божество сохранились ещё с неолита (V—II тысячелетия до н. э.). Первые письменные упоминания про Мать Королеву Запада найдены на костях для гадания датируемые историками 1500 г. до н.э. Это свидетельствует, что культ Королевы Запада существовал как минимум более чем за 1000 лет до того, как даосизм стал организованной религией. Упоминания существовавшего на государственном уровне культа Королевы Земли Хоу-ту и поклонения Королеве Матери Запада найдены в летописях времен первой конфуцианской династии Хань (206 до н.э – 200 н.э.).

Белый лотос — синкретическая религия сформировавшаяся в результате слияния в единое учение различных как по происхождению, так и по содержанию религиозных идей — начиная с вошедших в состав даосизма древних верований народов Китая, до вышедшего из Индии буддизма и манихейства зародившегося на территории современного Ирана.
Начиная со II в. до н. э. по Великому Шелковому Пути перемещались не только караваны с товарами, происходил взаимообмен культурными, духовными ценностями, религиозными идеями и технологиями между народами.

 

В результате взаимопроникновения культур по Великому Шелковому Пути, на формирование культа Королевы-матери несомненно оказало влияние существовавшее с незапамятных времен поклонение целому ряду во многом схожих богинь Малой Азии, Ближнего Востока и античной Греции (Кибела, Рея, Астарта).В период становления даосизма в 300-200 гг. до н.э. Королева Запада вошла в пантеон даосских богов, где заняла почетное место одной из самых почитаемых богинь. Поклонение Королеве Запада встречалось преимущественно в деревнях. В городах были более распространены официальные имперские религии — даосизмом, буддизмом, конфуцианство.
Храмы Королевы Запада уже существовали в разных регионах Китая в XIV в. н.э.

Идея «Чистой земли» (цзинту) Будды Амитабхи появилась в Индии и была популярна в Кашмире и Центральной Азии, где возможно и зародились. Считается, что учение попало в Китай в 147 г. н.э. когда кушанский монах родом из Гандхара по имени Локакшема (санскр. लोकक्षेम, кит, 支婁迦讖, Чжи Лоуджиачэн) (период расцвета 147—189гг.) начал переводить буддийские сутры на китайский язык.
Канонический текст Байляньцзяо — «Саддхармапундарика-сутра» («Сутра лотоса благого Закона»), «Сутра Белого лотоса».

Бай лянь шэ (白蓮社) — предположительно первое «Общество Белого лотоса» было создано в 402 г. на основе организации Ляныпэ знаменитым учеником Даоаня буддийским монахом Хуэйюанем (慧遠, 334-416) — «одним из самых глубоких китайских мыслителей», которой объединил даосские представления о загробной жизни с буддийским учением о нирване. Он проповедовал идею почитания Будды Амитабхи и обретения спасения в Западном Раю (кит. 西天, ситянь, (санскр. सुखावती — Сукхавати, тиб. བདེ་བ་ཅན་ — Девачен).
В молодости Хуэйюань практиковал даосизм, но посчитав теории бессмертия расплывчатыми не отражающими истину, обратился к буддизму. Основал монастырь Дунлиньсы в горах Лушань в 384 г. После смерти основателя сведений о деятельности секты не сохранилось.
На основе Байляньшэ было создано «Учение Белого Лотоса» — Байляньцзяо, давшее начало целому ряду религиозных сект

Распространение учения

Общество Белого лотоса стало предшественником Школы Чистой Земли (кит., 淨土宗, Цзинту-цзун, в европейской литературе иногда «амидаизм») которая первоначально была основана в Китае монахом Танлуаном (кит. 曇鸞, яп. произношение Донран, 476–542)
Со временем учение Чистой Земли быстро распространилось по всему Китаю и было систематизировано рядом элитных монастырских мыслителей. Окончательное организационное оформление культа Чистой земли в Китае завершилось к XIII в.

Пережив столетия, учение Чистой Земли в XX в., наряду с Чань-буддизмом, стало наиболее популярным течением дальневосточной Махаяны.
Пользуется широкой популярностью в Китае, Японии, Корее, Тибете и Вьетнаме, а так же через переселенцев из Японии и Китая получило распространение и на Западе (прежде всего в США — Гавайи, Калифорния).

Милленаристские верования Белого лотоса оказались очень стойкими и гибкими. Охватывая самый широкий диапазон сфер не только буддийской и даосской культуры, но и всего общества, что позволяло сектам достаточно быстро переходить от мира к войне, в течение многих веков одинаково успешно заниматься не только скрытной, но и легальной деятельностью.

Среди крестьян, составлявших большую часть населения страны, предсказания об установлении с приходом Будды Майтреи власти нового легендарного китайского правителя Мин-вана, который наведёт в государстве порядок, были особенно популярны.

Особая популярность учения была обусловлена простой и чётко определённой религиозной целью, поставленной в рамках учения, которая была равно притягательна и для монахов, и для мирян. И тем, что новое учение не отрицало уже существующих богов. Его последователи не выдумывали новую религию и новых богов, а придав новый смысл, интегрировали в «новое » учение уже достаточно распространенное поклонение Королеве Запада и другим богам «старых» религий, храмы которым, уже стояли во всех городах и деревнях.

В результате широкого распространения религиозных доктрин Байляньцзяо во времена Династии Северная Сун (960–1126) по всему южному Китаю были основаны Общества Белого лотоса, распространявшие вместе с учением Чистой Земли и методы медитации. В конце XI века, Белый лотос начал приобретать черты массового религиозно-политического движения.

Вероятно, в 1131 г. буддийский монах Мао Цзыюань (茅 子 元, около 1096–1166, имя Дхармы: Цичжао (慈 照)), ученик мастера Тяньтая и последователь Чистой Земли, основал секту Белого Лотоса (白蓮宗), Мао получил от императора признание своей новой школы и титул Байлянь да-ши (Великий учитель Белого лотоса). Чтобы объединить разрозненные Общества Белого Лотоса воздвиг Храм Покаяния Лотоса (蓮 懺堂)на озере Дяньшань, Куньшань, где проповедовал учение религии Белого Лотоса (白莲 敎). Его идеи получили поддержку у ряда представителей образованной элиты. Позднее центральное божество первоначальной школы, Будда Амитабха, был заменен Майтрейей — Буддой будущего.
На движение Белого лотоса значительное влияние оказало манихейство. Между IX и XIV вв. Секта китайских манихеев мин-цзяо ( 摩尼教, букв. «Религия Света») все больше вовлекалась в школу Чистой Земли. Начиная с XIV в. окончательно присоединились к движению Белого лотоса. Таким образом произошла интеграция и Белый лотос стал гибридным движением даосизма, буддизма и манихейства. Когда последователи учения стали играть заметную роль в китайском обществе они от духовного совершенствования в ожидании эры гармонии перешли к её активному приближению путём самостоятельного освобождения Китая от сил зла. (Переделывать других всегда проще, чем признать и устранить собственные недостатки).

Культ Королевы Матери Запада и учение Чистой Земли играли довольно значимую роль на протяжении всей китайской истории вплоть до самого XX в. 

За участие в антиправительственных движениях религиозные секты подпадали под запрет в результате чего уходя в подполье трансформировались в тайные общества — хуэйданы (会党), которые издавна оказывали заметное влияние на всю китайскую историю. Почитатели Королевы Матери Запада на волне недовольства, вызванного бедственным положением народных масс, поднимали многочисленные народные восстания и участвовали в смене правящих династий. Истерия тайных союзов Китая известна  с времён династии Хань (206г. до н. э. — 220 г. н. э.)

Восстание желтых повязок (184—204 гг.) организованное даосской сектой «Тайпиндао» (Путь Великого благоденствия) — задолго до появления первого общества Белого лотоса секты, поклонявшиеся Королеве Матери Запада стали ответственны за восстание ставшим одной из причин распада империи и падения династии Хань. В те далекие времена уже начал складываться прообраз «цветных революций». Восстание, хотя и было подавлено правительственными войсками, привело к дестабилизации положения в стране, что послужило одной из причин падения ханьской династии. В восстании участвовало около 2 млн. человек.
Предположить, что между восстанием секты Тайпиндао и культом Ушэн Лаому существовала определенная связь позволяет важная роль Королевы Матери Запада в даосизме и тот факт, что восстание было поддержано даосской общиной «Пять Ковшей Риса» название которой, произошло от вступительного взноса в общину равного пяти ковшам риса символизировавшем обитель бессмертных — созвездие Большой Медведицы, один из символов Нерождённой Праматери. Правительство называло эту общину рисовыми бандитами.

Не все почитатели Матери Королевы Запада отличались радикальными взглядами. В дальнейшем общества «Пяти ковшей Риса» предпочли революционной борьбе легальную деятельность. Община и произошедшие от неё школы обычно официально признавалась императорами. Позднее община «Пять ковшей риса» трансформировалась в «Школу Небесных Наставников» которая продолжала традицию «Пяти Ковшей». Во время династии Сун (960-1279) и при династии Мин руководители Школы Небесных Наставников были поставлены во главу всех направлений даосизма,
Школа Истинного Единства или Чжэнъидао (кит. 正一道 Zhengyidao) продолжающая линию Школы Небесных Наставников в В XII—XIII вв. мела официальный статус, долгое время оставалась наиболее активной и процветающей среди всех других школ.

В эпоху династии Тан, время наибольшего расцвета даосизма, именно ответвление школы Небесных Наставников – Школа Шанцинь (上清 Shangqing Высшая чистота), расцвет которой пришёлся на период VI — X вв., стала самой влиятельной даосской школой. Примечательно, что характерной чертой даосизма Шанцин было поклонение Королеве Матери Запада.
Школа Небесных Наставников пережив тысячелетия дожила до XXI в. и вполне успешно существует преимущественно в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Является центральной школой немонастырского даосизма.

В отличие от даосской школы Небесных Наставников, Белый лотос стал благодатной почвой для тайных обществ разжигающих восстания под национально-патриотическими лозунгами. В течение многих веков тайные общества (хуэйданы) играли в истории Китая роль объединяющего начала. Как гласит известная китайская пословица: «Власти опираются на закон, а народ — на хуэйданы». Cекты Белого лотоса  так или иначе были причастны практически ко всем восстания по всей стране, только в Шаньдуне, его члены участвовали в 300 выступлениях 

Восстания Белого Лотоса
Во времена монгольской династии Юань (1271—1368)

Бедственное положение крестьян в следствие неумелой имперской политики, голод вызванный разливами реки Хуанхэ, эпидемия чумы и другие стихийные бедствия, положение этнических китайцев как людей третьего (или даже четвертого сорта), феодальные войны, коррупция привели к серьёзному недовольству инородной властью среди многих слоев населения. Идея изгнания северных варваров восстановление справедливого конфуцианского государства в Поднебесной стала особенно популярной.

Эту идею вместе с сообществом Белого лотоса поддержали буддийские и даосские круги в том числе религиозные братства и тайные общества Китая. Со второй половине XIV в. Белый Лотос стал массовым общественным движением последователи которого, активно участвовали в вооружённой борьбе против монгольского правления. Власти запрещали религию Байляньцзяо в 1281, 1308 и 1322 годах как неортодоксальную религиозную секту, вынуждая ее членов уйти в подполье.

Восстание красных повязок 1351–1368 гг. под руководством Белого Лотоса в итоге завершилось свержением династии Юань и созданием китайской империи Мин — последней династии в Китае, правителями которой были этнические китайцы.

После успеха восстания Чжу Юаньчжан (朱元璋, 1328 -1398) — первый император династии Мин (пришедший к власти благодаря активному участию в движении) предпочёл забыть о том, что был обязан своим возвышением Белому лотосу и едва придя к власти, стал отрицать своё членство в этой организации, а став императором стремился устранить всех возможных претендентов на власть из числа бывших соратников жестоко подавлял религиозную оппозицию своему правлению запретил своим указом общества Белого лотоса. Белый лотос был признан «злобным учением» (邪教 xiejiao), но не погиб, а опять ушел в подполье и пережил династию Мин.

При династии Мин (1368—1644 гг.)

На протяжении всего правления династии Мин, в деревнях существовали тайные религиозные культы и секты, поддерживавшие борьбу движения Белого лотоса против Минов.

Белый лотос поднимал антиправительственные восстания в провинциях Хубэй (1406 г.), Шаньси (1418 г.), Хэнань (1505 г.) и Сычуань (1566 г.).
Чиновники империи Мин не делали различия между различными организациями, находящимися в оппозиции к законной власти и сначала в бюрократических отчетах, а потом и в других источниках все, даже не связанные между собой, антиправительственные организации и движения стали называть «Белым лотосом».
Белый лотос никогда не был единой организацией с четкой иерархический структурой. А черты единой организации этому движению приписывала народная молва.

В конце XV — первой половине XVI вв. в Китае появились зачатки элементов капиталистического производства.
Постепенно нарастающее несоответствие производительных сил и производственных отношений способствовало массовому разорению крестьян.
Непонимание правящих классов необходимости кардинальных перемен во всех областях жизни сопровождалось разложением правящей династии. Политика самоизоляции Императоров Поднебесной, их отношение ко всем другим странам как к своим данникам и т.п. затормозило развитие страны. Тяжёлое положение усугубили стихийные бедствия, маньчжурское вторжение начавшееся 1621 г. Всё это привело к осложнению внешнеполитического и внутреннего положение Минской империи.
В первой четверти XVII в. Китай переживал тяжёлый кризис феодализма. В 1620 г. на деятельность Байляньцзяо был наложен строжайший запрет.С начала 20-х годов по всей стране стране вспыхнул ряд антифеодальных восстаний. 

Крестьянская война 1628–1647 гг. началась с восстания в Шаньдуне в 1622 г. Здесь ещё раньше активизировало свою деятельность старинное тайное общество «Белый лотос». Последовавшая череда восстаний во всех районах страны переросла в полномасштабную гражданскую войну, которая охватила обширные территории Внутреннего Китая от реки Янцзы до Великой Китайской стены. Во время войны Белый лотос не прекращал своей деятельности поддерживая накал борьбы. Например, с лета 1644 г. несколько восстаний вспыхнуло близ Нанкина и в приморских пунктах провинции Цзянсу. Одним из восстаний непосредственно руководила секта Белого лотоса.
26 апреля 1644 года после двухдневной осады крестьянская армия численностью около 200 000 человек под предводительством Ли Цзычэна захватила Пекин. Минский император покончил с собой, а его сановники и родственники бежали на юг и основали там государство. Ослабленная длительными войнами минская империя оказалась неспособной собственными силами противостоять крестьянам.
В это время, на севере Китая борьбу с маньчжурским вторжением вела армия под командованием одного из лучших военачальников империи Мин генерала У Саньгуя.
маньчжуры были слишком многочисленны чтобы захватить Китай. Власти не придавали им  серьёзного значения, считая главной угрозой Ли Цзычэна.

Правительственные войска попали в клещи между наступающими маньчжурскими войсками и крестьянскими армиями. Чтобы спасти положение У Саньгуй вступил в сговор с маньчжурами. Этот поступок привёл к падению минской империи и Маньчжурскому завоеванию Китая (1644—1683 гг.) Объединённые силы восьмизнамённой армии маньчжурского князя-регента Доргоня и У Саньгуя разбили крестьянское войско Ли Цзычэна в битве у города Шаньхайгуань.

После разгрома повстанческая армия оставила Пекин. Маньчжурские войска без боя вошли в город. Устроив пышную церемонию похорон повесившегося императора Чунчжэня, Доргонь провозгласил династию Цин наследницей и мстительницей за последнего монарха династии Мин.
Подавление крестьянского восстания продолжалось больше года и сопровождалось массовыми казнями. Крестьянская война завершилась установлением власти отсталых иноземных завоевателей

В эпоху маньчжурской династии Цин ( 1644-1912)

Первые 150 лет правления династии Цин пришли относительно спокойно. Цины вполне обоснованно опасались тайных обществ. Указ об их запрете издавался в 1646 и 1656 г.
Правящая элита не желала менять взгляды, не соответствовавшие изменениям, которые происходили в мире. В своем стремлении увековечить средневековые порядки продолжала унаследованную от империи Мин политику изоляционизма сохраняя свое отношение к другим странам как к своим вассалам. По мере разложения династии и накопления проблем, бунтарские настроения Белого Лотоса всё больше давали о себе знать. 

Так как маньчжуры были, подобно монголам, северными варварами, которые сделали китайцев людьми второго сорта, движение Белого лотоса обрело второе дыхание, под универсальным лозунгом изгнания чужеземцев и возрождения подлинно китайской династии Мин: «Свергнем Цин, восстановим Мин» (反清复明 – Fanqing Fuming). В 50-е годы XVIII в. влияние Байляньцзяо ещё больше усилилось, пока не вспыхнули открытые вооружённые восстания.

Восстание Ван Луня. 1774 г. Травник и мастер боевых искусств Ван Лунь(王倫) лидер «Секты Чистой Воды», которая насчитывала несколько тысяч человек, объявил, себя реинкарнацией Будды Майтрейи и что ему суждено стать императором Китая. 3 октября 1774 г. поднял восстание в провинции Шаньдун, недалеко от Пекина. После захвата городов Шоучжан Янгу, Танги и Люлин восставшие осадили более крупный город Линьцин, расположенный в стратегическом месте на Великом канале. Не получив общественной поддержки, повстанцы остались с меньшинстве и были разгромлены правительственными войсками. Они продолжали яростно сражаться до последнего, молодая наложница Ван Луня Ву Саньнянь в одиночку часами сдерживала солдат Цин, прежде чем была убита. К 31 октября Ван Лунь был окружен. Не желая попасть в плен, поджёг башню и сгорел заживо оставаясь сидеть с обоюдоострым мечом одетый в пурпурную мантию и два серебряных браслета. Восстание Ван Луня стало предвестником крупного восстания Белого лотоса.

Восстание Белого лотоса 1796-1805 гг. началось с протестов против непосильного налогового гнёта обедневших поселенцев
в районе Иду-Чжицзян провинции Хубэй и вскоре быстро распространилось на соседние провинции — Сычуань и Шэньси.
Император Цяньлун (735 – 1796) приказал, чтобы маньчжурские и ханьские знамёна восьмизнамённой армии не использовались для подавления внутренних восстаний, в основном полагаясь на китайскую армию Зелёного стандарта.

Армии «Белого лотоса» в основном использовали партизанскую тактику. Отсутствие явного врага, с которым нужно бороться усложняло задачу цинских военачальников, посланных для подавления восстания. Жестокость против мирных жителей стала обычным явлением. За это войска Цин вскоре получили прозвище «Общество Красного Лотоса». Произвол и вымогательство со стороны местных чиновников и полиции дополнительно подталкивали народ к участию в  восстании. Все это сделало неэффективными попытки подавить народные волнения. Разгоревшаяся крестьянская война стала серьезной проблемой для правительства.

Последовала систематическая программа умиротворения: население переселялось в сотни деревень с частоколом и организовывалось в ополчение (туань)в сочетании с программой амнистии дезертиров.

На подавление восстания из Маньчжурии было отправлено около 7 000 солдат восьмзнамённой армии и ханьской армии Зелёного стандарта из Гуйчжоу и Юньнани и десятки тысяч наёмников местного ополчения которые помогали преследовать и уничтожать партизанские отряды повстанцев. Общая численность восставших составила не менее 100 000 человек.
В 1805 г. Имперские власти подавили восстание Белого лотоса, сочетая военную и социальную политику. Победа потребовала колоссального напряжения сил. При подавлении крестьянского восстания, китайские и маньчжурские феодалы казнили свыше 20 тыс. членов секты «Байляньцзяо»

Не смотря на победу Цинская империя вышла из кровавой эпопеи 1796—1805 годов не окрепшей, а ослабленной, внутренний мир так и не наступил. Восстание стало поворотным моментом в истории династии Цин с которого началось крушение империи. Характерно, что после подавления восстания, в 1805 году, взбунтовались те, кто его подавлял – сельское ополчение «сянъюн» и ударные части добровольцев «юнбин», требовавшие вознаграждения после демобилизации и новобранцы войск «зелёного знамени»В том же 1805 году одна из сект «Белого лотоса» подняла восстание в провинции Шэньси,

Восстание Восьми Триграмм 1813 г. в провинциях Чжили, Шаньдун и Хэнань ещё одно крупное восстание организованное одним из ответвлений «Белого Лотоса сектой Восьми Триграмм (Багуа цзяо) также известной как секта Небесного порядка (Тяньли цзяо (天理教) под предводительством Инь Цина (林, 1770-1813) и Ли Вэньчэна. Восстание аналогично предыдущему, если в предыдущем преобладали религиозные намерения, то лидеров Восьми Триграмм больше интересовала личная власть.
Восстание было подавлено цинскими войсками войсками 1 января 1814 г. во время восстания погибло около 70 000 человек.

На всём протяжении 1820-х и 1830-х гг. продолжались восстания под лозунгами Белого Лотоса, территория на границе между Хэнань и Аньхой постоянно страдала от мятежей, повстанцы часто вступали в союз с местными разбойниками и контрабандистами соли.

 С середины XIX века империю непрерывно сотрясала цепь проходивших одновременно в разных районах восстаний тайных обществ и местные национальные восстания народов мяо (1735-1736), (1795-1806), (1854–1873); народности хуэй (1855) и восстания дунган (1862-1877) и(1895-1896). Восстания хотя и были подавлены, серьезно подорвали силы и репутацию цинской империи.

Вплоть до середины XIX века основными зачинщиками народных восстаний в Китае были общества Белого лотоса.

Тем временем, на юге Китая появились и получило все больше распространялось «Общество Неба и Земли» — тайная народная религиозная секта нового поколения которая уже не имела отношения к религиозной традиции Белого лотоса и с середины XIX века наряду с Белым лотосом стало играть не менее важную роль в антицинском движении.

Тяньдихуэй

Тяньдихуэй (天地 會, Общество Неба и Земли), также называемое Хунмэнь (洪門, Обширная Семья, Ворота Хун, Обширные ворота)

С древних времен на Юге Китая было достаточно много территорий которые благодаря удаленности от центра и проходившим в тех районах торговым путям сохранили относительную независимость от имперской власти, а так же были наиболее богатыми районами Китая. По этим причинам юг Китая издавна был прибежищем пиратов, контрабандистов, беглых аристократов, военных религиозных и политических деятелей спасавшихся от преследований маньчжурских властей. В их среде возникали разнообразные землячества гильдии и религиозные секты, многие из которых, носили антицинский характер, ранее в 1620 г., династия Цин объявила членство в таких обществах вне закона, что объединило с Белым Лотосом все общества участвовавшие в антицинском сопротивлении, для которого они теперь служили организационной моделью.

Кроме того, большое влияние на формирование тайных обществ (хуэйданов) оказали пираты, издавна влиятельные в Южно-Китайском море и прибрежных районах Южного Китая, Вьетнама, Малайзии, Индонезии и Филиппин. Вооружённые группировки тайных обществ, активно действовавшие в районе Гонконга и Гуанчжоу, на своих джонках совершали нападения на китайские и европейские торговые и даже военные суда, грабили маньчжуров, цинских чиновников и сотрудничавших с ними китайских компрадоров часто действуя в союзе китайскими и даже японскими пиратами и контрабандистами. Пиратские армии неоднократно давали сражения императорскому флоту, а так же атаковали прибрежные деревни и города на время подчиняя своему контролю прибрежные воды.

По одной из версий Общество Неба и Земли первоначально было основано как общество взаимопомощи уроженцами уезда Чжанпу префектуры Чжанчжоу провинции Фуцзянь — Ти Си, Ли Аминь, Чжу Динъюань и Тао Юань. Тяньдихуэй был сформирован после того как Ти Си в 1761 году объединил последователей в провинциях Гуандун и Фуцзянь.

Члены Тяньдихуэй для привлечения крестьян в свои ряды использовали и культивировали легенду о том,что у истоков «Тяньдихуэй» стояли пять мифических учителей, настоятелей якобы реально существовавшего Южного Шаолиньского монастыря в провинции Фуцзянь, который был уничтожен цинской армией за отказ подчинятся чужеземцам, спасшиеся после разрушения маньчжурами монастыря пять учителей поклялись свергнуть династию Цин и восстановить династию Мин основали Общество Неба и Земли. Это сказание уже имело хождение в народном фольклоре.

По мере того, как организация Тяньдихуэй распространилась по разным уездам и провинциям, она разветвлялась на множество групп к XVIII в. стала известна под многими именами, включая Саньхуэй (三合會 Общество трех гармоний). Чиновники британской администрации Гонконга все китайские тайные общества без разбора рассматривались как преступные угрозы они были объединены вместе и определены как «Триады», по одной из версий слово «триада» было придумано британскими чиновниками в колониальном Гонконге потому, что символом Саньхуэй был треугольник. Со временем «триадами» стали называть все китайские преступные организации.

С конца XVIII века при соучастии Британской администрации Гонконг стал пристанищем для большого пиратского флота, антицинских революционеров и важным центром торговли и контрабанды. В первой половине XIX века в провинции Гуандун сложилась мощная наркомафия со связями на самом верху. Коррупция достигала чудовищных размеров.

Триады и в XXI в играют существенную роль в жизни общества. В частности а Гонконге и других местах своего распространения они традиционно промышляют торговлей наркотиками и оружием, сутенерством, переправкой нелегальных иммигрантов, игорным бизнесом и подпольными тотализаторами, рэкетом, похищением людей, отмыванием денег, ростовщичеством, финансовыми махинациями и пиратством.

Если предшественники последователи Байляньцзяо, вели свою традицию от даосов и от древнего культа Нерожденной Праматери (Си Ван-му, либо Ушен Лаому)и Будды Майтреи, то Общество Неба и Земли поклоняется покровителю войны и литературы ( Гуаньюй (关羽, Guanyu) почитаемый в даосизме и буддизме как символ храбрости, доброжелательности, верности, праведности и богатства. Тем не менее сходоссво политических целей и методов борьбы сделало общество Неба и земли частью движения Байляньцзяо.

Разница между Байляньцзяо и Тяньдихуэй состоит не только в религиозных воззрениях, но и в методах ведения деятельности. Если Баляньцзяо больше концентрировались на благотворительности, взаимопомощи, духовных и целебных практиках, дыхательной гимнастике, медитации и экстатических религиозных обрядах,то Тяньдихуэй отличались повышенным патриотизмом. По своей форме и роду деятельности больше походили на боевые революционные группы, либо организованные преступные группировки.
Несмотря на различия,и те, и другие практиковали боевые искусства и медитацию, традиционную китайскую медицину, а так же участвовали в криминальной деятельности и могли устраивать экстатические религиозные ритуалы и поднимали антиправительственные восстания.

Если сравнить географию, восстаний и зоны наибольшей активности разных тайных обществ, то видно, что у истоков почти всех тайных обществ Гуандуна и всего Южного Китая стояла организация «Тяньдихуэй», а Северного Китая — «Байляньцзяо»

 в 1802—1803 гг. за оружие взялась беднота округа Хуэйчжоу провинции Гуандун, объединённая уже другим тайными сектами нового поколения — «Обществом Земли и Неба» (Тяньдихуэй, также называемое«Триадой»).

 Последовавшие проигранные опиумные войны 1840—1842 и 1856—1860 гг. инициированные Великобританией и Францией против императорского Китая привели к утрате части суверенитета, серии унижений, контрибуций и потере самоизоляции. Китай стал полуколониальной страной зависимой от западных держав — это ещё больше подорвало силы и репутацию правящей династии.

 

Поделиться ссылкой: