Белый лотос

Байляньцзяо ( 白蓮敎 , báiliánjiào — «учение Белого лотоса») — религиозное и политическое движение буддийских, даосских сект и тайных обществ Китая, существовавших в разные эпохи которые объединяло сходство религиозных доктрин, политических взглядов, а также традиционные оздоровительные практики китайской медицины, гимнастики и боевых искусств.

Учение белого лотоса

В основе учения религии Белого лотоса лежит вера в Нерожденную Праматерь Ушэн Лаому (無極 母) которая некогда возникла из начальной субстанции. Ушэн Лаому отождествляют либо с Буддой Амитабхой, либо с даосской богиней Матерью-Царицей «Западного рая» Си Ван-му (西王母).

Ушэн Лаому породила от себя инь и ян (сына и дочь) первых небожителей: сын Фуси — Ян и его супруга Нюва — Инь. Эти боги не были выдуманы сектантами, их культ существовал в народе с незапамятных времен. Все трое жили в Небесном дворце Западного рая Тяньгун (天宫, Tiangong)в котором от Фуси и Нювы произошли первопотомки которые изначально не имели материальных тел, спустившись на Землю, первопотомки обрели тела и стали предками всех людей. После обретения тел, они утратили свою изначальную природу попали под их влияние, предавшись порокам, отсюда в мир пришло зло, появились страсти, вожделения, социальное неравенство, войны, воровство и убийства. Это очень расстроило Нерождённую Праматерь. Она хотела уничтожить мир, но находящиеся при Небесном дворце Будды смогли её отговорить. Взамен она послала на Землю свое учение и разделила всю земную историю на три эпохи «синего», «красного» и «белого» солнц. И определила своего Будду-покровителя для каждой эпохи:

  • В первую эпоху синего солнца миром правил Будда Кашба, сидящий на синем лотосе.
  • В нынешнюю эпоху красного солнца правит Будда Шакьямуни, сидящий на красном лотосе.
  •  Третья, будущая эпоха белого солнца будет ознаменована тем, что нерождённая Праматерь для избавления всех живущих от страстей пошлёт в мир Будду Майтрейю, сидящего на белом лотосе (弥勒佛 Milefo), бодхисатву эры гармони в человеческом обличье, который установит царство всеобщего равенства и справедливости.

Согласно учению цель каждого человека вернуться к Вечной Матери. Для этого надо духовно совершенствуясь достичь Нирваны (真空 – Zhenkong – Истинной пустоты) ибо праведники возрождаются на древней «прародине» в озере, заросшем белыми лотосами.

Последователи учения ожидали прихода Светлого правителя (Мин-вана). Проповедники «Белого Лотоса» учили: «Все люди равны, ибо являются потомками одних родителей, братья и сестры!»
Главным лозунгом Белого Лотоса были три фразы: «Нерождённые родители, Нирвана, Родина» (无生父母,真空,家乡 Wusheng Fumu, Zhenkong, Jiaxiang)

Происхождение

Белый лотос — синкретическая религия сформировавшаяся в результате слияния в единое учение различных как по происхождению, так и по содержанию религиозных идей — начиная с вошедших в состав даосизма, древних верований народов Китая до буддизма, вышедшего из Индии и манихейства зародившегося на территории современного Ирана.

Культовые предметы с изображающие матриархальное божество сохранились еще с неолита (V—II тыс. до н. э.). Первые письменные упоминания про Мать Королеву Запада найдены на костях для гадания датируемые историками 1500 г. до н.э. Это подтверждает, что культ Королевы Запада существовал как минимум более чем за 1000 лет до того, как даосизм стал организованной религией. Упоминания существовавшего на государственном уровне культа Матери Земли Хоу-ту (后土 Houtu) которое исследователями считается одним из имен Королевы Матери Запада найдены в летописях времен первой конфуцианской династии Хань (206 до н.э – 200 н.э).
После становления даосизма в 300-200 году до н.э. Королева Запада была введена в пантеон даосских богов где заняла почетное место одной из самых почитаемых и уважаемых богинь.

Еще одна даосская богиня Доуму (斗母, Doumu, буквально «Мать Большой Медведицы») считается одним из проявлений Си Ван-му, является Покровительницей созвездия Большой медведицы.

Поклонение Королеве Запада в основном было распространено в деревнях. В городах получили распространение официальные «имперские» религии — даосизмом, буддизмом, конфуцианство.
Храмы Королевы Запада существовали в разных регионах Китая еще XIV в. н.э.

Идея «Чистой земли» (цзинту) будды Амитабхи появилась в Индии и была популярна в Кашмире и Центральной Азии, где она, возможно, и зародились. Считается, что учение попало в Китай в 147 г. н.э. когда кушанский монах родом из Гандхара по имени Локакшема (санскр. लोकक्षेम, кит, 支婁迦讖, Чжи Лоуджиачэн) (период расцвета 147—189гг.) начал переводить буддийские сутры на китайский язык.
Канонический текст Байляньцзяо — «Саддхармапундарика-сутра» («Сутра лотоса благого Закона»), «Сутра Белого Лотоса».

Бай лянь шэ (白蓮社) — предположительно первое «Общество Белого Лотоса» было создано на основе организации Ляныпэ знаменитым учеником Даоаня буддийсмий монахом Хуэйюанем (慧遠, 334-416) — «одним из самых глубоких китайских мыслителей» для совместного почитания Будды Амитабхи и обретения рождения в Западном Раю (кит. 西天, ситянь, (санскр. सुखावती — Сукхавати, тиб. བདེ་བ་ཅན་ — Девачен).
В молодости Хуэйюань практиковал даосизм, но считал теории бессмертия расплывчатыми и не отражающими истину. Вместо этого он обратился к буддизму.

Результатом его деятельности стало основание монастыря Дунлиньсы в горах Лушань в 384 г. и создание общества Байляньшэ.
На основе Байляньшэ в 402 г. было создано «Учение Белого Лотоса» — Байляньцзяо, давшее начало целому ряду религиозных сект. После смерти основателя сведений о деятельности общества не сохранилось.

Общество Белого Лотоса стало предшественником Школы Чистой Земли (кит., 淨土宗, Цзинту-цзун, в европейской литературе иногда «амидаизм») которая первоначально зародилась в Китае. Основана монахом Танлуаном (кит. 曇鸞, яп. произношение Донран, 476–542)
Со временем учение Чистой Земли быстро распространилось по всему Китаю и было систематизировано рядом элитных монастырских мыслителей. Окончательное организационное оформление культа Чистой земли в Китае относится к XIII в.

Пережив столетия, учение чистой земли в XX в., наряду с Чань-буддизмом, стало наиболее популярным течением дальневосточной Махаяны.
Пользуется широкой популярностью. в Китае, Японии, Корее, Тибете и Вьетнаме. Учение получило распространение и на Западе через переселенцев из Японии и Китая, (прежде всего в США — Гавайи, Калифорния).

Милленаристские верования Белого лотоса оказались очень стойкими и гибкими. Охватывая самый широкий диапазон сфер не только буддийской и даосской культуры, но и всего общества, что позволяло сектам достаточно быстро переходить от мира к войне, в течение многих веков одинаково успешно заниматься не только скрытной, но и легальной деятельностью.

Распространение учения

Среди крестьян, составлявших большую часть населения страны, предсказания об установлении с приходом Будды Майтреи власти нового легендарного китайского правителя Мин-вана, который наведёт в государстве порядок были очень популярны.

Особая популярность учения была обусловлена простой и четко определённой религиозной целью, поставленной в рамках учения, которая была равно притягательна и для монахов, и для мирян. И тем, что новое учение не отрицало уже существующих богов. Его последователи не выдумывали новую религию и новых богов, а придав новый смысл, интегрировали в «новое » учение уже достаточно распространенное поклонение Королеве Запада и другим богам «старых» религий, храмы которым, стояли во всех городах и деревнях.

В период Династии Северная Сун (960–1126) по всему южному Китаю были основаны Общества Белого Лотоса, распространяющие вместе с учением Чистой земли и методы медитации.

В результате широкого распространения религиозных доктрин Байляньцзяо последователи учения стали играть заметную роль в китайском обществе. Было создано большое количество разнообразных организаций Белого лотоса. В конце XI века, Белый лотос начал приобретать черты политического движения, когда многочисленные последователи учения, от духовного совершенствования в ожидания эры гармонии, перешли к её активному приближению путём самостоятельного освобождения Китая от сил зла.

В XII веке буддийский монах Мао Цзыюань (毛澤東)(茅 子 元) ( ок. 1096–1166; имя Дхармы: Цичжао (慈 照)) ( ок. 1096–1166) основал секту Белого Лотоса (白蓮宗), чтобы объединить разбросанные Общества Белого Лотоса построил Храм Покаяния Лотоса (蓮 懺堂) где проповедовал учение Белого Лотоса (白莲 敎).
На религию Белого лотоса значительное влияние оказало манихейство. Между IX и XIV вв. китайские манихеи все больше вовлекались в школу Чистой Земли. Начиная с 14 века присоединились к движению Белого лотоса. Таким образом произошла интеграция и Белый лотос стал гибридным движением даосизма, буддизма и манихейства.

Религиозные секты за участие в антиправительственных движениях подпадали под запрет в результате чего уходили в подполье трансформируясь в тайные общества, игравшие заметную роль в китайской истории — поклонники Королевы Матери Запада на волне недовольства, вызванного бедствиями народных масс, поднимали многочисленные народные восстания, участвовали в смене правящих династий. Одной из первых стала династия Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).

Восстания желтых повязок (184—204 гг.) организованное даосской сектой «Тайпиндао» — задолго до появления первого общества Белого лотоса секты, поклонявшиеся Королеве Матери Запада стали ответственны за восстание ставшим одной из причин падения династии Хань. В восстании участвовало около 2 млн. человек. В те далекие времена уже отрабатывались технологии цветных революций.
Предположить, что между восстанием секты Тайпиндао и культом Ушен Лаому существовала определенная связь позволяет важная роль Королевы Матери Запада в даосизме и тот факт, что восстание было поддержано даосской общиной «Пять Ковшей Риса» название которой, произошло от вступительного взноса в общину равного пяти ковшам риса являвшимися символом обители бессмертных — созвездия Большой Медведицы, один из символов Нерожденной Праматери. Правительство называло эту общину рисовыми бандитами.

Не все почитатели Матери Королевы Запада отличались радикальными взглядами. В дальнейшем общества «Пяти ковшей Риса» предпочли революционной борьбе легальную деятельность. Община и произошедшие от неё школы обычно официально признавалась императорами. Позднее, община «Пять ковшей риса» трансформировалась в «Школу Небесных Наставников» которая продолжала традицию «Пяти Ковшей». Во время династии Сун (960-1279) и позднее при династии Мин руководители Школы Небесных Наставников были поставлены во главу всех направлений даосизма,
Школа Истинного Единства или Чжэнъидао (кит. 正一道 Zhengyidao) продолжающая линию Школы Небесных Наставников. в В XII—XIII вв. мела официальный статус, долгое время оставалась наиболее активной и процветающей среди всех других школ.

В эпоху династии Тан, время наибольшего расцвета даосизма, именно ответвление школы Небесных Наставников – Школа Шанцинь (上清 Shangqing Высшая чистота) расцвет школы пришёлся на период VI п- X вв., когда она стала самой влиятельной даосской школой. Немаловажно, что что характерной чертой даосизма Шанцин было поклонение Королеве Матери Запада.
Школа Небесных Наставников пережив тысячелетия дожила до XXI в., и вполне успешно существует преимущественно в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Данная школа является центральной школой немонастырского даосизма.

В отличие от даосской школы Небесных Наставников, Белый Лотос стал благодатной почвой для разжигания восстаний под национально-патриотическими лозунгами.

Восстания Белого Лотоса
Во времена монгольской династии Юань (1271—1368)

Бедственное положение крестьян в следствии неумелой имперской политики, голод вызванный разливами реки Хуанхэ, эпидемия чумы и другие стихийные бедствия, положение этнических китайцев как людей третьего (или даже четвертого сорта), феодальные войны, коррупция привели к серьёзному недовольству инородной властью среди многих слоев населения. Идея изгнания северных варваров восстановление справедливого конфуцианского государства в Поднебесной стала особенно популярной.

Эту идею вместе с сообществом Белого Лотоса поддержали буддийские и даосские круги в том числе религиозные братства и тайные общества Китая. Со второй половине XIV в. Белый Лотос стал массовым общественным движением последователи которого, активно участвовали в вооружённой борьбе против монгольского правления. Власти запрещали религию Байляньцзяо в 1281, 1308 и 1322 годах как неортодоксальную религиозную секту, вынуждая ее членов уйти в подполье.

Восстания красных повязок 1351–1368 гг. под руководством Белого Лотоса в итоге завершилось свержением династии Юань и созданием китайской империи Мин — последней династии в Китае, правителями которой были этнические китайцы.

После успеха восстания Чжу Юаньчжан (朱元璋, 1328 -1398) — первый император династии Мин, (пришедший к власти благодаря активному участию в движении) предпочёл забыть о том, что был обязан своим возвышением Белому Лотосу и едва придя к власти, стал отрицать своё членство в этой организации, а став императором стремился устранить всех возможных претендентов на власть из числа бывших соратников жестоко подавлял религиозную оппозицию своему правлению запретил своим указом общество Белого лотоса. Секта Белого Лотоса была признана «злобным учением» (邪教 xiejiao) но не погибла, а опять ушла в подполье и прежила династию Мин.

При династии Мин (1368—1644 гг.)

На протяжении всего правления династии Мин, в деревнях существовали тайные культы и секты, поддерживавшие борьбу движения Белого Лотоса против Минов.

Секты Белого лотоса поднимали антиправительственные восстания в провинциях Хубэй (1406 г.), Шаньси (1418 г.), Хэнань (1505 г.) и Сычуань (1566 г.).
Чиновники империи Мин не делали различия между различными организациями, находящимися в оппозиции к законной власти и сначала в бюрократических отчетах, а потом и в повседневном общении любые антиправительственные организации и движения стали называть «Белым лотосом».
Белый лотос никогда не был единой организацией с четкой иерархический структурой. А черты единой организации этому движению приписывала народная молва.

В конце XV — первой половине XVI вв. в Китае появились зачатки элементов капиталистического производства.
Постепенно нарастающее несоответствие производительных сил и производственных отношений способствовало массовому разорению крестьян.
Непонимание правящих классов необходимости кардинальных перемен во всех областях жизни сопровождалось разложением правящей династии. Политика самоизоляции Императоров Поднебесной, их отношение ко всем соседям как к своим данникам и т.п. затормозило развитие страны. Тяжёлое положение усугубили стихийные бедствия, маньчжурское вторжение начавшееся 1621г. Всё это привело к осложнению внешнеполитического и внутреннего положение Минской империи.
В первой четверти XVII в. Китай переживал тяжёлый кризис феодализма. С начала 20-х годов по всей стране стране вспыхнул ряд антифеодальных восстаний. В 1620 на деятельность Байляньцзяо был наложен новый строгий запрет.

Крестьянская война 1628–1647 гг. началась с восстания в Шаньдуне. В 1622 г. Здесь еще раньше активизировало свою деятельность старинное тайное общество «Белый Лотос». Последовавшая череда восстаний во всех районах страны переросла в полномасштабную гражданскую войну ставшую одной из основных причин падения империи Мин. Во время войны Белый Лотос не прекращал своей деятельности поддерживая накал борьбы. К примеру с лета 1644 г. несколько восстаний вспыхнуло близ Нанкина и в приморских пунктах провинции Цзянсу. Одним из восстаний руководила секта «Белого Лотоса».
26 апреля 1644 года после двухдневной осады апреля крестьянская армия под предводительством Ли Цзычэна захватила Пекин. Минский император покончил с собой, его сановники и родственники бежали на юг и основали там государство. В то  время с севера империю защищала армия генерала У Саньгуя. Маньчжурам не придавали серьёзного значения считая Ли Цзычэна главной угрозой.

Ослабленная длительной войной минская империя оказалась неспособной собственными силами противостоять крестьянам. У Саньгуй вступил в сговор с маньчжурами. Этот поступок привёл к падению империи. Объединённые силы восьмизанамённой армии маньчжурского князя-регента Доргоня и У Саньгуя разбили крестьянское войско Ли Цзычэна в битве у города Шаньхайгуань, после чего повстанцы оставили  Пекин. Маньчжуры вошли в город без боя. Устроив пышную церемонию похорон повесившегося императора Чунчжэня, Доргонь провозгласил династию Цин — наследницу и мстительницу за последнего императора династии Мин. Всем китайским чиновникам, перешедшим на сторону Цин, было обещано зачисление на службу и повышение
Подавление крестьянского восстания продолжалось около года и сопровождалось массовыми казнями. Крестьянская война завершилась Маньчжурский завоеванием Китая (1644—1683) и установлением власти отсталых иноземных завоевателей стремившихся увековечить средневековые порядки.

В эпоху маньчжурской династии Цин ( 1644-1912)

Не смотря на то, что первые 150 лет правления династии Цин пришли относительно спокойно, однако Байляньцзяо продолжало существовать. Цины вполне обоснованно опасались тайных обществ. Указ об их запрете  издавался в 1646 и 1656 г.

Так как маньчжуры были, подобно монголам, северными варварами, которые сделали китайцев вторым сортом, движение Белого Лотоса Обрело второе дыхание, под универсальным лозунгом изгнания чужеземцев и возрождения подлинно китайской династии Мин: «Свергнем Цин, восстановим Мин» (反清复明 – Fanqing Fuming).  По мере разложения династии и накопления проблем, бунтарские настроения «Белого Лотоса» все сильнее давали о себе знать.

Поделиться ссылкой: