Буддхабхадра (Бато)

Будхабхадра (Бато) В Китае было два буддийских проповедника из Индии по имени Буддхабхадра, оба жили в V веке н. э. и оба занимались переводами священных буддийских писаний с санскрита на китайский. Их часто путают.
Один прославился как первый настоятель легендарного монастыря Шаолинь (кит. 跋陀, пиньинь bátuó).
Другой — как переводчик ( кит. 佛陀 , пиньинь fótuó ).
Эта статья посвящена первому настоятелю Шаолиня.

 Буддхабхадра (кит. 跋陀, пиньинь Bátuó, санскр. Буддасанта) — буддийский шрамана (странствующий монах, аскет), мастер дхьяны (созерцания, медитации). Основатель и первый настоятель монастыря Шаолинь родом из Южной Индии. Согласно записям округа Дэн Фэн (Дэн Фэн Сянь Чжи), Буддасанта прибыл в Китай из Индии в 464 году н. э. и проповедовал буддизм Никаи в течение тридцати лет. Тридцать один год спустя, в 495 году, для проповеди Бато по приказу императора Сяовэнь-ди из династии Северная Вэй, правившей Северном Китае в 386 — 534 гг. был построен монастырь Шаолинь. Император высоко оценил заслуги Буддхабхадры чтобы разместить буддийского проповедника рядом со столицей Лояном отдал распоряжение построить для него монастырь на горе Суншань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Согласно сказаниям, Император «узрел в монахе сердце Будды» и выделил в помощь Бато 300 опытных мастеров, которые и возвели к 495 году монастырь. При немаловажной поддержке местного правителя Буддасанта основывает небольшой монастырь, который получил называние Шаолиньсы. Он формально признан основателем Шаолиня, на площадке к востоку от центральных врат монастыря даже есть памятная надпись: «Создатель — Буддасанта»
История сохранила для нас имена его двух самых выдающиеся ученики учеников: Хуэйгуан и Сэнтяо. О них рассказано в «длительных биографиях выдающихся монахов» (645 г. н. э.) буддийского монаха и патриарха школы Винайя Даосюаня.

По некоторым устным преданиям Бато был мастером медитации, а не боевых искусств. Он был очарован китайскими боевыми искусствами и фактически набирал людей, владеющих ими. Именно Буддхабхадра ввел в регулярную практику послушников занятия боевыми искусствами как один из методов духовного совершенствования, его ученики уже были экспертами в боевых искусствах к тому времени, когда они начали изучать религию у Бато (есть версия, что до принятия монашества они были военными) и стали создателями того, что будет Шаолиньским кун-фу.

Хуэйгуан (кит. 慧光光 пиньинь Huiguang,468-537) — ученик Буддхабхадры. Согласно легендам, был принят в ученики и введён в монастырь Шаолинь после того как как Бато в Лояне случайно увидел двенадцатилетнего Хуэйгуана, который 500 раз отбил ножной волан (род китайского футбола), стоя на краю колодца. Мальчик играл, рискуя жизнью. В такой опасной игре Бато разглядел талант мальчика к медитации и духовной практике, которые являются неотъемлемой частью ушу.

В 480 году он стал священником и изучал главным образом буддийскую винаю, или правила монашеской дисциплины, распространяя предписания, изложенные в Четырехкратных Правилах дисциплины, винае школы Дхармагупты.

Когда Бодхиручи и Ратнамати перевели Трактат о Сутре десяти стадий на китайский язык, Хуэйгуан помогал в ее переводе и написал комментарий к этому трактату.
Поэтому он также считается основателем школы Сутры десяти стадий (Ти-лунь), которая взяла этот трактат в качестве своего основополагающего текста. Позже он был назначен национальным суперинтендантом священников и учителем дисциплины.

Среди учителей трех школ юга и семи школ севера он был одним из семи учителей севера.

Его работы включают Аннотации к гуманной Сутре царя ( 仁王 經) и Аннотации к Четырем правилам дисциплины.

Сэнтяо (в некоторых переводах – Сенчоу или Шен Чжоу(, 僧稠, 480-560) — монах монастыря Шаолиньсы, мастер боевых искусств, другой ученик Буддхабхадры отличался серьезностью и сосредоточенностью. В поисках методик самосовершенствования обращается в буддизм и поселяется в монастыре Цзиньминсы. Прошло почти десять лет, но просветление никак не приходило к молодому послушнику, несмотря на его упорство и кропотливость в изучении сутр.
После того как до него дошли рассказы об удивительном умении Буддасанты Сэнтяо покидает монастырь и отправляется на поиски Бато. Сэнтяо сам пришел в Шаолинь за мудростью и стал учеником Буддхабхадры. Однажды осознав, что сила духа — это основа здоровья и физической мощи, что наконец позволило ему занятиями ушу закалить тело и овладеть мастерством. Его уровень подготовки был столь высок, что он мог нанести удар ногой в прыжке выше собственного роста без предварительного разбега и «бегать по стенам».
Китайской традицией он считается первым монахом-бойцом Шаолиньского монастыря.
Сэнтяо приписывается множество мистических способностей, и чаще всего именно эти его «подвиги» и описываются в легендах и популярных книгах:
Например по одной из легенд, основатель Шаолиньсы монах Будхабхадра познакомился с Сэнтяо при необычных обстоятельствах. Как-то Бато возвращался в монастырь и на него неожиданно напал огромный медведь, выскочивший из леса. Мимо проходил юноша, который решил защитить старого монаха и, бросившись на медведя, уложил того. После этого, с сожалением глядя на поверженного медведя, он начал приговаривать: «Ох, грех! Ох, грех!» Бато, увидев в юноше не только смелость, но и раскаяние за убийство живого существа, в благодарность взял юношу к себе в ученики.

В другой легенде рассказывается как Сэнтяо разогнал своим посохом монаха двух дерущихся тигров.

многие считали его чуть ли не вымышленным персонажем – слишком неправдоподобно звучат сказания об уникальных способностях легендарного монаха. Сэнтяо встречается в нескольких исторических хрониках.

В «Полном собрании известий о дворе и окраинах» (Чао е цянь цзай, 朝䟾僉載) танского летописца Чжан Чжо рассказана странная история о том, как Сэнтяо обрёл здоровье, сверхъестественную силу и стал мастером боевых искусств. В юности Сентяо был хил и немощен, постоянно подвергался насмешкам и много претерпел от других монастырских послушников. Желая избавления от травли, он заперся в молельном зале, обнял ноги статуи Ваджрапани — святого покровителя монастыря Шаолинь и принес клятву, что в подтверждение готовности верно служить всю жизнь не разомкнет рук в течение семи дней и готов умереть, если божество не дарует ему силу. Шесть дней прошли в молитвах, а на седьмой божество явилось послушнику и заставило его, не прикасавшегося с момента поступления в монастырь к животной пище, съесть полную миску мяса, после чего монах обрел невероятную физическую силу и иные удивительные умения — такова была его духовная чистота и сила веры. В итоге Сэнтяо стал монахом-воином.
На стене пещеры возле городка Байту городского округа Ханьдань провинции Хэбэй. в 300 км на северо-восток от Шаолиня обнаружена древняя надпись, упоминающая легендарного Сэнтяо. специалисты утверждают, что надпись была вырезана на стене пещеры около 1400 лет назад, то есть либо при жизни Сэнтяо, либо немного позже. Перевод, , звучит приблизительно так: «Однажды мастер Сэнтяо жил здесь в религиозном уединении».

Сэнтяо стал единственным последователем индийского патриарха, полностью перенявшим от него тайную технику и учение в результате стал непревзойденным мастером сидячей медитации. Сэнтяо помог Бато осуществить перевод более десятка различных сутр. А после смерти учителя именно он унаследовал от него патру и рясу. Таким образом он стал вторым, после Буддхабхадры, настоятелем Шаолиньского монастыря, но и свое обещание нести свет чань-буддизма людям (одно из условий договора с Ваджрапани) Сэнтяо тоже выполнил: согласно имеющимся сведениям, впоследствии он покинул Шаолинь, стал первым странствующим монахом-воином.

Он проповедует учение Чань в царстве Ци и завоевывает уважение даже у правителя Вэньсюаньди, а в 552 г. в горах Луншань — “Драконьих горах” основал чаньскую обитель, названную его последователями “Монастырем облачных врат” — Юньмэньсы.
Его активная деятельность пришлась на период династий Северная Вэй (386-534 год н.э.) и Северная Ци (550 – 557 год н.э.).

На территории монастыря Шаолинь сохранилось место, где Буддасанта проводил буддийские проповеди и декламировал Сутры. По легенде, когда Бато положил Сутры на это место, выпала сладкая роса, и это необычное явление послужило названием — Терраса Сладкой Росы. В 2018 году на террасе была воздвигнута статуя Бодхисаттвы Гуань Инь. Терраса сладкой росы монастыря Шаолинь

Каких либо достоверных подробностей о деятельности и достижениях Бато. До нас не дошло. Даже не известны годы рождения и смерти. Тем не менее остаётся очевидным, что под его мудрым руководством Шаолинь стал не просто центром религиозного образования, были заложены некие духовные основы которые передаются из поколениям в поколение духовными последователями Бато полторы тысячи лет, что позволило монастырю благополучно пережить войны, революции, смены правительств и идеологий многочисленные периоды упадка разрушения. Но каждый раз Шаолинь возрождаться вновь и стал мировым символом, центром всех боевых искусств. Настоящей жемчужиной Поднебесной. Местом паломничества, посещаемым многочисленными адептами и поклонниками буддизма, различных единоборств и туристами. Дух Шаолиня живет в тысячелетиях.

Бывшие Достойные Люди собираются на горе Шуан-фэн Ступа, и Каждый Разговор о Темном Принципе содержит следующую ссылку на него: Мастер Дхьяна Будда говорит: «Крайний принцип бессловесен. Мудрый ум свободен».

Поделиться ссылкой: