Вин-Чун — один из традиционных южных стилей боевых искусств Китая. Отличительной особенностью стиля (школы) является поединок на короткой дистанции, сочетание ударов руками и ногами с захватами и бросками. Является достаточно простым органичным и эффективным боевым искусством. Один из стилей Ушу сохранивший свое прикладное значение для самообороны и реального поединка. Это система единоборства позволяющая эффективно противостоять практически любому сопернику.
Вин Чун Кун-фу занимает промежуточное положение между внутренними и внешними стилями.
1 Название
2 Особенности техники и базовые принципы
2.1 Философия и методы
3 История
4 Направления стиля
5 Организации Вин Чун
5.1 Системы степеней и поясов
6 Фильмы и видео
7 Система Вин Чун
Название стиля
Состоит из двух иероглифов: «詠 春 / 咏 春». На путунхуа (официальном китайском языке) они читаются одинаково — «юнчунь», а на кантонском диалекте читаются и по разному, как «вин чун» и «вэн чунь». Существуют разные варианты перевода: «восхваление весны», «вечная весна», «поющая весна», «весенняя песня». Варианты названий и написания: вин вин чун, вин чунь, винг чун, вин тсун, вин-цун, вин чун цуань, вин чун куэн, юн чунь, юн чун цуань — кулак веной весны, Юн чун куен, Вин Чун Куен Пай. Есть версия, что стиль возник в округе Юнчунь провинции Фуцзянь и отсюда получил свое название.
Особенности техники и базовые принципы
Вин Чун уникальное боевое искусство с необычайно малым количеством технических форм, но очень богатым внутренним содержанием вся Техника Вин Чун включает в себя шесть форм:
- Три формальных комплекса упражнений без оружия которые содержат полный набор всех техник системы Вин Чун:
- Сиу лим тао (Siu Lim Tao) — первая форма Вин Чун, с нее начинается обучение. Идет изучение базовых движений и основной концепции вин чун включая стойку уникальную технику ударов кулаком и защитные техники.
- Чам киу (Сhum Kiu) — Поиск моста. Вторая форма изучается на следующем уровне. Осваивается применение техник первой формы в движении. Базовые навыки передвижения, ударов ногами, умение входить в контакт с противником. Первых двух форм вполне достаточно для того чтобы стать полноценным бойцом. Поэтому большинство студентов останавливаются на изучении уровня формы Чам Киу.
- Биу джи (Biu Jee) — Бьющие пальцы. Третья форма учит атакующей технике. Изучение формы Биу Джи во всех школах Вин Чун традиционно считается переходом на первый мастерский уровень. Это первый шаг на пути к вершинам мастерства боевого искусства Вин Чун.
Упражнения на двух тренажерах позволяют, шлифовать техники трех предыдущих комплексов без оружия на продвинутых уровнях: - Мук Ян Джонг (Muk Yan Jong) -Деревянный манекен. Универсальный тренажер, который объединяет все три техники без оружия оттачивается техника ног и передвижений, упругая сила и углы. Важная часть системы, комплекс упражнений на деревянном манекене так же называют четвертой формой Вин Чун.
Му Фа Джонг (Mui Fa Joang /Mui Fa Bo Fat) — Пять столбов. Вспомогательный (не обязательный) тренажер для улучшения навыков передвижения.
- Два комплекса упражнений с оружием позволяют освоить навыки работы с оружием, тренировки с которым, совершенствуют технику, боя без оружия. Техника бойца, освоившего навыки работы с оружием отличается от техники бойца не знакомого с ней:
- Лук Дим Бун Кван (Look Dim Boon Gwun) — Техника шести с половиной точек шеста. Форма длинного шеста пятая форма стиля Вин Чун, является продолжением техники Чам Киу.
- Барт Джам Дао (Bart Jarm Dao) — Парные ножи-бабочки. Являются, продолжением техники Биу Джи. Шестая форма завершает обучение мастера.
Чи сао — является Неотъемлемой частью кун-фу стиля Вин Чун — упражнение позволяющее развить чувствительность рук и мгновенно действовать в защите и атаке на интуитивном уровне применять все техники Вин Чун в реальном бою.
Техника стиля основана на нескольких базовых принципах:
Расслабление
Центральная линия
Неподвижный локоть
Правильная позиция тела (структура)
Работа дух рук одновременно с одновременная защитой и атакой.
Использование базовых принципов позволяет бойцу Вин Чун — быть мягким текучим как ива, не бороться с противником, не противопоставлять силу силе и одновременно наносить быстрые, жесткие и мощные удары. Использовать силу нападающего против него самого, эффективно применить мощь всей массы тела а не полагаться только на силу мышц. Защищаться перенаправляя силу нападающего в пустоту меньшей силой и одновременно атаковать используя обе руки и ноги одновременно.
Все это возможно только при Правильной структуре или позиции тела. (Стойка) позволяет во время поединка реализовать на практике все базовые принципы Вин Чун, Использовать принцип треугольника для перенаправления силы противника в пустоту и возможность быстрого перемещения во время поединка на короткой дистанции. В правильной структуре сохраняется неподвижность локтей, опора на одну ногу, движения идут от поясницы.
В начало
Философия и методы
Куен Куит — это «слова мудрости» или «боевые песни Вин Чун» передают в поэтической форме в виде кратких рифмованных афоризмов все необходимые для овладения боевым искусством базовые теоретические знания для физического и духовного развития личности включая моральные ценности, правила поведения, напоминания и ключи к техникам единоборства и методические рекомендации по ведению боя и тренировок. Куен Куит часть культурного наследия боевых искусств.
В начало
История
Учитывая, что большинство стилей Ушу вышло из тайных обществ, наиболее достоверной версией происхождения Вин Чун может считаться версия, что Вин Чун было создано в тайных обществах в духе Белого Лотоса, а его эффективность была проверена на деле веками подпольной борьбы войн и революций.
Считается, что истоки Вин Чун находятся на юге Китая в Уезде Юнчунь (永春县) городского округа Цюаньчжоу провинции Фуцзянь и (или) провинции Гуандун. Учтивая, что движение Белого Лотоса начали проявлять свою активность начиная в XIII — XIX вв., соответственно стиль, скорее всего, был создан в этот период. А если у честь, что первое общество Белого Лотоса было создано в 402 г.н.э., а культ Богини Матери появился гораздо раньше, напрашивается предположение о гораздо более глубоких и древних корнях стиля Вин Чун.
Есть мнение, что Вин Чун произошел от стиля Юнчунь Байхэ Цюань (стиль «белого журавля») и имеет много общего со стилями Шаолиньцюань, Хунгар, Цайлифо (чой ли фут), а также Танланцюань (Стиль богомола) и стилем змеи. До наших дней дошли лишь легенды о возникновении стиля. многие из них гласят, что он был создан мастерами «Южного шаолиня«.
Более или менее достоверная история и генеалогия Вин Чун прослеживается со второй половины XVIII века с момента, когда стиль освоили актеры труппы гуандунской оперы «Красная джонка». В XIX веке два актера труппы Хуан Хуабао (Wong Wah-Bo) и Лян Эрди ( Leung Yee-Tai) переехали в город Фошань и обучили лекаря Лян Цзаня (Leung Jan). К старости Лян Цзань вернулся в родную деревню Гулао и обучал стилю местных жителей.
История «Красной джонки», при внимательном анализе, опять таки косвенно подтверждает связь стиля Вин Чун и тайных обществ. Внимательный анализ истории и легенд Вин Чун в сопоставлении с реальными событиями истории Китая указывает, что актёры театра вероятней всего были членами основанной В 1761 г. тайной секты «Общество Земли и Неба» («Тяньдихуэй») ведущей свое происхождение опять таки от движения «Байляньцзяо».
Существует много споров и спекулятивных теорий об истинном происхождении Вин Чун. История Вин Чуна стала смесью фактов и вымысла из-за влияния секретности тайных обществ и современного маркетинга.
В 1899г. у ученика Лян Цзяня Чан Ва Шуна ( Chan Wah Shun) начал обучение в возрасте шести лет самый известный мастер Вин Чун Ип Ман (Е Вэнь) в 60-х годах после переезда в Гонконг первым в мире начал открыто преподавать Вин Чун. За свою жизнь Ип Ман подготовил много мастеров и они в свою очередь стали преподавать стиль и распространили его по всему миру.
Самым знаменитым учеником Ип Мана был Брюс Ли. Именно он сделал Великого гранд-мастера Ип Мана и Вин Чун известными в мире и создал на его основе свой стиль Джиткундо.
В настоящее время это самый популярный в мире стиль Ушу после тайцзицюань.
Только Вин Чун линии Ип Мана в мире практикуют более 1 млн человек.
В начало
Направления стиля
В Китае Существует по крайней мере восемь основных линий Вин Чун, каждая имеет свою историю происхождения:
- Ип Maн/гонконгский Вин Чун
- Юэнь Кэй-Шань
- Деревня Гуа Лао сорок точек
- Лай Хип Чи (Li Xiechi)
- Наньян /Цао Дин
- Пан Нам
- Пао Фа Лянь
- Хунг Суен/Hung Gu Biu
- Джи Шим/Венг Чун
Другие, более мелкие ветви происходят от этих основных восьми линий.
Другие известные ветви Вин Чун:
- Law-family/Snake-Pattern Wing Chun
- Жуань Цзиюнь/Нгуен Те Конг/Вьетнамский Вин Чун
- Ю Чой/Ю Кай
- Фуцзянь Вин Чунь Куэнь
- Хун Суен — Хай Бан Вин Чун
- Малазийский Вин Чун
- Цзю Ван
- Сум Нунг
- Sum Jee
- Семья Чо
- Fut Sao/Рука Будды
Кроме того, существуют конкурирующие генеалогии в пределах одной ветви или одного и того же отдельного учителя.
Единой организации, которая бы объединяла всех практикующих Вин Чун, нет, но есть достаточно многочисленные, иногда конкурирующие и разделенные ассоциации, школы и отдельные учителя. Некоторые ассоциации организованы по франчайзинговой системе.
В начало
Организации Вин Чун:
- Ving Tsun Athletic Association(VTAA) Атлетическая Ассоциация Вин Тcун — это была первая организация организацией боевых искусств, официально зарегистрированная британским правительством. Основана патриархом Ип Маном 24 августа 1967 года в Гонконге.
- Ip Man Association основана 3 октября 1972 г. через четыре года после основания VTAA. Ип Ман возлагал большие надежды на эту организацию, поэтому лично наставлял своих учеников относительно того, как структурировать организацию.
- World Wing Chun Union (WWCU) Всемирный Союз Вин Чун мастера Ип Чуна
- International Moy Yat Ving Tsun Federation (IMYVTF) Международная федерация Мой Ят Вин Тсун — это международная федерация, которая объединяет различные семьи кун-фу из линии Грандмастера Мой Ят.
- Moy Yat Ving Tsun Martial Intelligence Europe Международная организация, занимающаяся полной передачей системы кун-фу Вин Чун Грандмастера Мой Ят как инструмента физического, интеллектуального и эмоционального развития людей.
- International Wing Chun Organization (IWCO) Международная Организация Вин Чун. Основана продолжателем линии ученика Ип Мана Грандмастера Чоу Тзе Чуена (Дональдом Маком (Мак Вун Кен) и его учеником сифу А. Белощиным в 1993г. В Организации разработана авторская программа обучения. В настоящее время представлена более чем в 20 странах мира. Активно развивает Вин Чун как вид спорта
- World Wing Chun Kung Fu Assotiation (Всемирная Ассоциация Вин Чунь Кунг Фу) Вильяма Чена (William Cheung)
- Ассоциация Вин Чунь Кунг-фу Самуэля Квока.
- Ving Tsun Kung Fu Assotiation (Международная Ассоциация Вин тсун Кунг Фу) Леун Тина (Leung Ting)
- Ассоциация Вин Чун Тэ Конга со штаб-квартирой в Ханое.
- Practical Wing Tchun Federation ( PWTF) была основана SiFu Дмитрием Сташевичем в 2012 г.
В прошлом Вин Чун, как и все другие боевые искусства, традиционно передавался от Сифу (мастера) к ученику. Уроки часто проходили в доме мастера. В этой системе важное значение имела личная связь и обязательства возникавшие между мастером, его семьей и учеником. С появлением школ современного типа уроки Вин Чун, вместо семейного, стали все больше приобретать академический и коммерческий характер.
В некоторых школах всё ещё сохранялась традиционная семейная система обучения.
В начало
системы степеней и поясов:
В разных направления, в каждой организации стиля своя система поясов и степеней например в системе градации IWCO 7 начальных уровней, 6 мастерских, 3 «продвинутых» мастерских уровня. В организации Самуэля Квока 6 уровней.
В начало
Фильмы и видео
Сериал Ип Ман (50 серий)
Обучающие фильмы и видеоролики.
В начало
Система Вин Чун
Следует отметить, что Вин Чун, как и любое другое настоящее боевое искусство — это одна из признанных в обществе эффективных комплексных систем всестороннего развития личности которая может включает техники единоборства и ещё дыхательные и медитативные и оздоровительные практики. Всю систему в полном объеме по определенным причинам желают изучать и передавать другим немногие. Большинство студентов, интересуются и используют в жизни только отдельные части системы. Всё зависит от поставленных задач. Каждая отдельная часть системы может быть быть инструментом полезным для любого человека. Все части вместе дополняют и усиливают друг друга. Вся система в целом дает возможность освоить методы самозащиты которые могут быть использованы в спортивном единоборстве. В целом — это развивающая физкультурно—оздоровительная система.
Действительно понять и использовать всю систему Вин Чун как полноценную систему духовного и физического развития личности желают немногие. Всё решает уровень духовности и интеллекта человека. Унифицированной единой для всех системы мер стандартов системы Вин Чун не существует. Сама система в целом и её отдельные элементы и уровень могут значительно отличаться в разных школах, у разных мастеров Вин Чун.