Считается, что боевое искусство Вин Чун появилось более 200 лет назад во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Достоверных сведений о его происхождении не найдено. До наших дней дошли только легенды которые передавались из уст в уста в течение многих поколений. В каждом направлении и школе Вин Чун передается свой вариант легенды.
В Китае существовало несколько линий передачи системы духовного и физического совершенствования личности которая, по легендам практиковалась в монастырях и была передана от монахов мирянам и потом получила название боевого искусства Вин Чун. Каждая легенда отражает историю одной из ветвей генеалогии стиля. В процессе истории ветви пересекались и легенды обрастали новыми подробностями и домыслами. Поэтому, все легенды имеют отличия и часто противоречат друг другу. Но Каждая из них, содержат в себе обрывки реальной истории Вин Чун и дополняет другие. Многие легенды называют местом создание стиля монастырь «Южный Шаолинь». В большинстве легенд рассказана история стиля от момента создания до освоения кунг-фу Вин Чун актером труппы гуандунской «оперы Красная Джонка» Хуан Хуабао (Wong Wah-Bo) В дальнейшем сюжеты легенд переплетаются с достоверной историей стиля с конца XVIII века до наших дней. Здесь приведены наиболее распространенные варианты легенд.
Варианты Легенды о происхождении стиля Вин Чун.
- Один из самых распространенных вариантов легенды передал своим ученикам сам Великий грандмастер Ип Ман с согласно этой легенде, стиль был создан Нг Муи — монахиней монастыря «Южный Шаолинь» где она изучала боевые искусства. Монастырь был разрушен правительственными войсками, но ей удалось спастись. После скитаний по стране она нашла приют в монастыре «Белого Журавля» (Байхэсы), расположенного на горе Тай Лунь между провинциями Сычуань и Юннань. Там Нг Муй продолжила духовные и физические практики изучая восточные единоборства. Однажды, гуляя по лесу она увидела поединок журавля и змеи, по другой версии журавля и лисы . Животные стояли друг пред другом нанося точные и быстрые удары. Это произвело на нее такое сильное впечатление, что она стала использовать мягкие движения змеи и устойчивость журавля в своем новом единоборстве. На склонах горы Тай Лунь Нг Муй познакомилась с Йим Вин Чун дочерью торговца соевых лепешек (тофу) Йим Сан Соук (Янь Эр). Он владел боевым искусством шаолиня и обучал дочь. Девушка понравилась местному задире и дебоширу по имени Вонг (по другой версии военачальнику), который сделал ей предложение и пригрозил в случае отказа взять ее силой. Он был очень силен и хорошо дрался. Узнав об этом, монахиня решила помочь девушке и обучала ее своей системе боя три года. Потом Йим Вин Чун вызвала Вонга на поединок, и победила. После этого, она продолжила обучение у Нг Муй. Некоторые исследователи считают, что это эта легенда является историей создания стиля «белого журавля»(Байхэ цюань), а не Вин Чун. В последствии примерно в 1790 году, Йим Вин Чун вышла замуж за торговца солью Лунь Бак Чоу. Он сам практиковал Ушу и когда узнал, что его жена мастер кунг-фу перенял стиль и в её честь назвал – «Вин Чун Куен».
Впоследствии Лунь Бак Чау передал свое искусство травнику Лунь Лан Кваю который, в конце концов обучил стилю Вин Чун актера труппы гуандунской оперы»Красной Джонки». Хуан Хуабао. Он в свою очередь, обучил других актеров труппы. Эту легенду и другие Вин Чун Куен Куит узнал от учителя и выгравировал на камне ученик Ип Мана Мой Ят — художник и грандмастер Вин Чун.
- По другой легенде стиль создали пять монахов-основателей из монастыря Южный Шаолинь. Они собрали наиболее эффективные методы, теорию, принципы и опыт разных стилей Ушу. Благодаря синтезу знаний и опыта 5 мастеров создали новую и систему обучения которая, позволяла сократить время подготовки полноценного бойца с 15-20 лет (по классической методике) до 5-7. Их имена: Ти Тин Тин Сы — «Добрая Воля» (Chi Sim), Миу Хин Лао Сы — „Бессмертная Кошка» (Miao Hin), Бат Ми Лао Сы — „Белая Бровь» (Pak Mei), Фун Дао Дык Лао Сы — „Вежливость-Образованность»(Ham Yan) и монахиня Мэй Лао Ни — „Цветок Май — 5 Лепестков» (Ng Mui) Стиль получил назвался «вин чун куен» («кулак вечной весны»), по названию зала монастыря — Юнчуньтай («Павильон Вечной Весны») в котором занимались монахи.
После разорения монастыря монахине У Мэй удалось спастись. Она обучила стилю девушку-сироту которой дала символическое имя Йим Вин Чунь (что переводится как «Прекрасная Весна», или «Надежда на Будущее») который в конечном итоге получил распространение под названием Вин Чун
- По еще одной версии Вин Чун создан У Мэй («Пять лепестков»). По одним источникам это была монахиня то ли буддийского, то ли даосского монастыря. До монашества ее имя было Люй Сэй Лян и она была дочерью генерала Люй Мина. По другим, под псевдонимом У Мэй, скрывался Даос Чэнь Юнхуа именуемый так же Даос «Белый Журавль». И по еще одной версии — это был псевдоним ученика лунь Бок Чоу Лунь Лан Квая.
У Мэй» обучил(а) своему стилю монаха по имени Мяо Шунь («Бессмертная Кошка» Мяо Шунь обучил своему искусств продавца Тофу Янь Эра который обучил свою Дочь Янь Юн Чун. Которая вышла за муж за торговца солью из Шаньси Лян Бо Чоу. и обучила стилю своего мужа. Впоследствии он открыл свою школу и назвал стиль в память о жене. Лян Бо Чоу обучил своего племянника по имени Лян Ланьгуй который, который передал боевое искусство актерам театра «Красная Джонка»
- По другой версии Вин Чун создал настоятель монастыря в горах Цзюляньшань Чжи Шань на основе стиля шаолиньцюань. Он обучил актера гуандунской оперы «Красная Джонка» Хуан Хуабао.
Стиль стали назвать «Вин Чун Куен» («кулак вечной весны»)потому, что так назывался один из залов монастыря — Юнчуньтай («Павильон Вечной Весны») где проходили занятия. Хуан Хуабао поделился своими знаниями с другими актерам труппы»Крсная Джонка «.
- еще одна легенда создателем этого стиля считает наставника шаолиньского монастыря Ши Ичэня «Одна пылинка» Он обучил Чжана У (Таньшоу У) (1736-1795) — Актера и создателя организации актеров гуандунской оперы «Хунхуахуйгуан» (Союз Красного Цветка), который в свою очередь обучил боевому искусству актеров труппы «Красная Джонка» исполнявших в театре боевые сцены: Хуан Хуабао, Ляна Эрди и Дахуамянь Цзинь, что значит: «Большое раскрашенное лицо» (он был проворным и быстрым, поэтому он играл роли «хуамянь» «раскрашенное лицо», т.е. был акробатом) и «чао» — клоуном, Ли Фусунь, Ло Ваньгун и Сяо Ваньчжан.
. В отличие от всех остальных персонажей легенд о Вин Чун , Чжан У — реальная личность, чьё существование подтверждено документально. Между 1723 и 1736 гг. Чжан У переехал в Фошань, в провинции Гуандун. Там он стал известен как «Тан Сао У», что означает «Сухорукий». Из-за частичного паралича левой руки он не мог использовать боевые техники требующие широкие и размашистые движения. Чжан У обучил боевому искусству актеров «Красной Джонки« и его наследие внесло большой вклад в развитие кунг-фу стиля Вин Чун.
- по другой легенде создательницей стиля является сама Ян Юн Чун ученица монахини Нг Муи после смерти учителя она продолжила занятия боевым искусством. Однажды она увидела бой тигра и леопарда и совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она создала совершенную технику, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию, существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует символу Вин Чун, распустившемуся цветку дикой сливы Мэйхуа с пятью лепестками и восемью тычинками
История Вин Чун
По наиболее правдоподобной версии Стиль Вин Чун, как и большинство других стилей Ушу, ведет свое происхождение от тайнах обществ движения Белого лотоса.
Относительно достоверная история стиля начинается со второй половины XVIII века с момента когда Вин Чун изучили певец труппы гуандунской оперы»Красная джонка» Хуан Хуабао, он поделился своими знаниями с актерами и Дахуамянь Цзинем, и Лян Эрди ( Leung Yee-Tai) по одним легендам он был лодочником и управлял речным судном на котором передвигались актеры по другим, исполнителем женские роили под сценическим именем « Yee-Tai». Он владел мастерством длинного шеста и обучил своему искусству Хуан Хубао. Благодаря чему в арсенале оружия Вин Чун появился шест
Есть легенда о том, что на «Красных Джонках» изучали длинную форму Сиу Лим Тао, которую последствии, для упрощения обучения разделили на три формы, которые теперь известны как Сиу Лим Тао, Чам Кью и Биу Джи. В линии Ик Кама до сих пор практикуется длинная форма Сиу Лим Тао. Помимо этого, Вин Чун включал в себя практики цигун, «железной ладони» (тешачжан) ,»трёх ладоней» (саньчжан), а также практики с различными видами оружия: меч-дао, меч-цзянь, пика-цян, шест-гунь и хлыст-бянь. Возможно, что до наших дней дошла «упрощенная» версия Вин Чун.
В начале 1870-Хуан Хуабао и Лян Эрди вернулись в родной город Фошань где обучили лекаря Лян Цзяня, . Хуан Хуабао открыл школу Вин Чун. Большинство мастеров XX века являются последователями его фошаньских учеников — полицейских Фэн Сяоциня и Хо Баоцюаня и аптекаря Ленг Цзаня
Ученик Ленг Цзяня, Хо Баоцюаня и Фэн Шаоцина. Жуань Цзиюнь 1873—1959) в 1939г. переехал во Вьетнам там взял себе Имя Нгуен Те Конг под которым стал известным как основатель вьетнамского направления Вин Чун.
Ленг Цзянь (Leung Jan) 1826-1901. За непревзойденное мастерство называли «ВинЧунВан» — Король Вин Чун. Он обучал боевому искусству Вин Чун своих сыновей Ленг Чана и Ленг Бика и своего соседа владельца лавки по размену денег Чан Ва Шуна по прозвищу «Ва денежный меняла». В конце жизни Ленг Цзянь вернулся в свою родную деревню Гуало , а его сыновья обосновались в Гонконге. В результате, одним из главных специалистов по Вин Чун в Фошане стал Чан Ва Шун.
Чан Ва Шун (Can Wa-shun) ( 1836-1906) или (1849 -1913) продолжал совершенствоваться в боевом искусстве в течение 30 лет и став мастером начал обучать своему искусству других. За свою жизнь Он обучил 16 учеников (по другим источникам 12). Среди них, был его лучший ученик и главный помощник Нг Чунь Со и сын Чан Ю Минь. Когда мастеру было уже 57 лет он принял Последнего, двенадцатого или шестнадцатого ученика по имени Ип Ман. После смерти учителя, Ип Ман продолжил обучение у Нг Чун Со в течении трех лет. Для получения образования отец отправил Ип Мана в Гонконг, в колледж Святого Стефана. Здесь он знакомится с Ленг Биком — сыном Лян Цзяня и стал его учеником. После колледжа Ип Ман служил в армии, и был полицейским в Фошане.
Ип Ман, после революции 1949 года был вынужден переехать в Гонконг. Там он открыл школу боевого искусства при одном из ресторанов. До Ип Мана, Вин Чун был закрытым стилем которому обучали только узкий круг. Он первым начал открыто преподавать Вин Чун в последствии стал величайшим мастером Вин Чун XX века. Так появилась гонконгская ветвь Вин Чун. Самым знаменитым учеником Ип Мана стал Ли Чжэньфань, который по лучил мировую известность под именем Брюс Ли и сделал популярным во во всем мире своего учителя и стиль Вин Чун. В 1969 году Ип Ман создал Атлетическую Ассоциацию Вин Чун Гонконга. В 1972 г. После смерти Ип Мана, его «линия», разделилась. Ученики основали свои «линии» регистрировали защищенные авторскими правами и «торговыми марками» (названия: и теперь»Вин Чун» может быть записано как: «Вин — Чунь», «Вин — Тсун», «Винг — Тсунг, или Юн Чун и т.д.
Существует множество ветвей и направлений Вин Чун как в самом Китае и во всем мире. История и легенды каждого направления является законной частью мирового культурного наследия в целом, Китая и кунг-фу стиля Вин Чун в частности. Боевое искусство Вин Чун продолжает развиваться в современном мире оно многогранно и каждый находит в нем то что ищет.