Вин Чун и Оружие
Одним из видов китайского Ушу и Кун-фу является боевое искусство Вин Чун, будучи основанным на идее эффективности и в то же время простоты в исполнении, не обделил вниманием использование оружия. В традиционном Вин Чун есть два оружия — Мечи-Бабочки и Длинный шест. Техника владения этим оружием основана на тех же принципах что и базовая техника рук. То есть концепция Вин Чун победы над противником с минимальными энерго-затратами и с максимальной эффективностью продолжается в технике оружия.
Бат Чам Дао
Существуют разные названия Мечей-Бабочек, в разных школах и регионах их называют по-разному. Например на западе «Butterfly swords» (Мечи Бабочки), в германоязычном сообществе «Doppel Messer» (двойные ножи). Но центральным для всех названий этого оружия является китайское (кантонское) название «Бат Чам Дао» или «Ба Чжань Доу» (八斬刀). В дословном переводе означает «Восемь секущих клинков». В этом случае иероглиф «Бат» (八) означающий число восемь используется лишь в образном значении, этот иероглиф в каллиграфическом написании подобен двум большим ножам, поэтому правильный перевод этого слова Секущие мечи в виде иероглифа Бат, если упростить Парные ножи дао.
Изучая форму Вин Чун Бат Чам Дао человек учиться эффективному противостоянию другому виду холодного оружия с помощью парных ножей дао. Так как техника Бат Чам Дао основана на тех же принципах что и техника рук, большинство ее приемов можно перенести на технику рук и наоборот включая также удар «солнечным кулаком» Вин Чун
Парные ножи дао небольшой длины, для каждого человека индивидуальный размер, длина ножей равна расстоянию от костяшек кулака до конца локтя (в среднем 37см). Парные ножи дао сделаны как один, то-есть две половинки одного ножа и хранятся такие ножи в одних ножнах. Ширина клинка расширяется от основания к концу, приблизительно 6-8см, толщина в пределах 2.5-3.5мм. Рукоять расположена на одной линии с обухом клинка. На рукояти расположена защитная дужка, вместе они образуют латинскую букву «D». Дужка нужна была, для того чтобы защищать пальцы от порезов, также ее использовали в качестве кастета. Отличительным элементом парных ножей дао является крюк. Он также работает как защита рук и при должном навыке с помощью захвата кисти им можно обезоружить противника. Помимо этого существует прием при котором за счет проворота вокруг крюка его можно взять в обратный хват и наносить удары локтем или использовать этот хват в качестве блока.
В истории Вин Чун немаловажную роль играют актеры гуандунской (кантонской) оперы «Красная Джонка». По одной из версий плавая по миру на своей джонке они нуждались в оружии, в качестве защиты от абордажей со стороны других судов и возможно сами занимались пиратством. Они заметили что моряки из других стран используют абордажные сабли. Поняв эффективность таких орудий, переняли их, со временем доработав конструкцию. Актеры оперы использовали свою оперу в качестве прикрытия их противозаконной деятельности, поэтому им было нужно эффективное и самое важное не вызывающие подозрений оружие, которое можно носить скрытно. В те времена законы позволяли не всем носить длинные мечи каждому человеку, поэтому пришлось укоротить меч. Но с одним коротким тесаком сложно противостоять длинному орудию, поэтому сделали оружие парным, с двумя клинками силы уравнивались. Со временем придумали специальную технику для этих ножей. Есть мнение, что первоначально придумали технику ножей и только после этого адаптировали ее под технику рук Вин Чун, то-есть та же техника ножей, но без самих ножей. Так и появилось первое оружие стиля Вин Чун.
Лук Дим Бун Кван
Длинный шест Вин Чун или Шест Дракона на китайском (кантонском) языке называется «Лук Дим Бун Кван» что в переводе означает «Шесть с половиной точек шеста»
Изучение формы Лук Дим Бун Кван дает понимание о владении длинного шеста Вин Чун, а также общее понимание о владении похожего оружия, то-есть владеющий техникой длинного шеста сможет эффективно применять такие орудия как копье, алебарда, шест (по сути любая длинная палка) или другими видами длинно-древкового оружия.
Длинный шест традиционно изготавливают из твердых пород древесины. Шест имеет длину равную 1.5 человеческого роста. Например для человека ростом 180см шест будет длинной 270см, диаметр шеста приблизительно 3.5см. Шест должен быть твердым и в меру упругим.
История этого оружия берет свое начало из монастыря Шаолинь. Предположительно из Южного монастыря, нынче его уже не существует. После его уничтожения выжившие монахи передавали свои знания и умения дальше, так техника длинного шеста дошла до актеров оперы «Красная Джонка». Будучи организованной «преступной группировкой» изучающей боевые искусства они взяли технику длинного шеста и адаптировали ее под концепцию Вин Чун. Имея в арсенале ножи бабочки и длинный шест они могли противостоять потенциальным врагам включая, служителей закона, то-есть полицию. По легендам Вин Чун, шест в арсенале оружия стиля появился благодаря актеру театра «Красной Джонки» по имени Лян Эрди (Leung Yee-Tai).
На сегодняшний день в мире продолжается изучение этих форм и техник с оружием во всех школах Вин Чун в мире. Например — IWCO грандмастера Чоу Тзе Чуена, грандмастера Мой Ят и всех других школах формы «Bart Jarm Dao» является завершающим этапом обучения. Техника шеста «Luk Dim Boon Gwun» является своего рода продолжением техники (принципов) Чам Киу, а техника «Bart Jarm Dao» — продолжение техники Биу Дзе. Изучение техник оружия Вин Чун дает хорошее физическое и духовное развитие. Держать длинный шест за край, сохраняя правильную низкую стойку, передвигаясь в ней, и при этом уметь наносить удары и блоки этим шестом, или орудовать двумя тесаками весом около одного килограмма, также сохранять и передвигаться в правильной стойке является далеко не простой задачей даже для подготовленного человека. Также изучение техники длинного шеста и парных ножей дао дает богатые навыки передвижения. Завершив эти этапы обучения, техника Вин Чун человека приобретает свою законченную форму. Далеко не каждый доходит до этого этапа, даже у великого грандмастераИп Мана лишь немногие ученики смогли полностью закончить изучение и освоить технику этого вид оружия восточных единоборств.