Интеллект (от intellectus – лат. перевод др.-греч. слова νοῦς [ну́с] – ум, понимание). Общая способность к познанию в которой объединены в единую систему все познавательные способности: воспринимать, понимать, запоминать и на основе опыта и знаний прогнозировать происходящее и принимать решения прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях. По своей сути, способность управлять собой и окружающей действительностью, в общем смысле способность мыслить.
- Интеллект и мышление
- Мышление
- Сознание и бессознательное
- Уровень интеллекта
- Индивидуальный и коллективный интеллект
Интеллект и мышление
Интеллект и мышление тесно связаны, но между ними есть существенная разница.
Если интеллект — это способность к познанию, то мышление – это непосредственно сам процесс познания, в котором реализуется данная способность.
Мышление
Мышление – генетически обусловленная функция головного мозга и с этой точки зрения представляет собой естественный процесс обработки мозгом поступающей информации.
Процесс самопознания и познания окружающей действительности.
В процессе мышления подавляющая часть поступающей информации предварительно обрабатывается на бессознательных уровнях психики и после этого на уровень сознания уже выдаётся предварительный результат в виде мыслей и эмоциональной оценки происходящего.
Сознание и бессознательное не являются изолированными системами они взаимно дополняют друг друга.
Сознание и бессознательное
В человеческий мозг поступает огромное количество информации, только от органов чувств около 11 млн. бит в секунду. На деле общий объем поступающей информации значительно больше. Наше сознание способно перерабатывать всего 40 бит в секунду, а бессознательные уровни психики 40 млн. бит информации в секунду. Поэтому становится понятным, почему большая часть процессов переработки поступающей информации происходит на бессознательном уровне.
Бессознательное перерабатывая огромное количество информации успешно выполняет функцию управления физиологическими процессами и поведением посредством условных и безусловных рефлексов в случаях, когда индивидуум встречается с уже знакомыми ситуациями способы решения которых, ему уже известны. В результате он не задумываясь успешно решает возникшие перед ним рутинные задачи. Подавляющая часть генетически и культурно передаваемой информации составляющей основу души хранится и функционирует на бессознательных уровнях психики.
В незнакомых и сложных ситуациях, когда нет готовых алгоритмов решения уже необходимо вмешательство сознания.
Ещё одна задача сознания состоит в том, чтобы настроить бессознательные уровни психики для решения необходимых для успешной жизнедеятельности задач. Человек с хорошо развитым интеллектом и достаточно высоким уровнем духовности делает это осознанно.
В индивидуальной нормальной психике должны быть правильно построено взаимодействие между сознанием и бессознательными уровнями психики. В рассогласованности функционирования сознания и бессознательного заложены причины нарушения психического здоровья. В случаях когда индивидуум не в состоянии самостоятельно наладить работу и взаимодействие своих уровней психики появляется необходимость в помощи психолога, психиатра или психотерапевта.
Бессознательное выдаёт на уровень сознания для принятия окончательного решения образы и мысли в виде вербальных (абстрактных) передаваемых помощью слов и символов (математических, иероглифических, буквенных и т.д.) логических мыслей и невербальном (реальных) чувственных образов (зрительных, обонятельных, тактильных, вкусовых и т.д.) Вербальное и невербальное мышление — это контролируемые сознанием процессы управления собой и и окружающей реальностью реальностью. При этом невербальное мышление как минимум, в 10 раз быстрее вербального. Такое представление о соотношении и взаимоотношениях сознания и бессознательного объясняет интуицию, озарение, инсайт и другие проявления интеллекта не поддающиеся логическому объяснению.
Под мышлением принято понимать контролируемый сознанием процесс управления. Вербальное и невербальное мышление так же как сознание и бессознательное взаимно дополняют друг друга. От уровня развития этих двух видов мышления непосредственно зависит уровень интеллекта.
Способность понимать передаваемые с помощью членораздельной устной и письменной речи сложные абстрактные понятия делает человека самым развитым существом на Земле. Даже самые высокоразвитые животные лишенные этой способности в своем развитии не способны подняться выше уровня интеллекта 7-8 летнего ребенка.
Уровень интеллекта
IQ тест является самым известным в мире методом определения уровня интеллекта, который неоднократно по разным причинам подвергался критике. Впервые IQ был использован в шкале интеллекта Стэнфорда-Бине в 1916 году. Одним из наиболее известных является тест Айзенка. В связи большой популярностью IQ тестов появилось большое количество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнение результатов разных тестов не корректно и само число IQ утратило свою информативную ценность.
Фактически в любом языке есть система понятий так или иначе обозначающая составные части и уровни интеллекта:
Ум – слово «ум» имеет два основных значения: совокупность способностей к мышлению (в данном значении употребляется как синоним латинского «интеллект») и высокий уровень интеллекта.
В древнерусском языке «умъ» – душа, мысль, понимание.
Умный – обладает высоким уровнем интеллекта. Очень хорошо развитым невербальным мышлением и достаточно хорошо развитым вербальным мышлением для того, чтобы понимать основные абстрактные понятия и принципы необходимые для успешной жизнедеятельности. Способен пользоваться умом, знаниями и жизненным опытом чтобы правильно оценить даже сложную и необычную ситуацию, определить цели и самостоятельно довести дело до успешного конца. Отличный практик и хороший теоретик. В некоторых случаях недостаточно хорошо объясняет очень сложные отвлечённые абстрактные понятия и теории. В основном говорит только по делу, бывает многословным только в случае необходимости. Способен контролировать эмоции. У умного эмоции подчинены логике.
Умный как правило хорошо образован его отличительной особенностью является то, что он обладает «живыми» знаниями – они не лежат мёртвым грузом, а находят практическое применение в реальных жизненных ситуациях. Умный как правило успешен в жизни, живёт в достатке (не путать с богатством).
Рассудительность – одна из интеллектуальных качеств личности, проявляющееся как способность здраво, трезво и логично рассуждать о сути предметов и явлений.
Рассудительность свидетельствует о наличии более или менее развитого вербального мышления. Рассудительность не во всех случаях есть признак большого ума. Способностью рассуждать в той или иной мере обладают мудрые, разумные, умные и даже дураки.
Разум – очень высокий уровень познавательных способностей человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. Слово состоит из приставки раз- и корня -ум-. Исходя из этого, значение слова можно трактовать как развитый или рассудительный ум.
Разумный – обладает отлично развитым вербальным, и хорошо развитым невербальным мышлением. Способен понять объяснять и применять на практике даже очень сложные абстрактно-логические понятия и теории, систематизировать и обобщать полученную информацию. Отличный теоретик и хороший практик. Очень высокий уровень интеллекта (ума). Любит рассуждать, когда надо может быть многословен, но почти всегда оговорит только по сути дела.
Мудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Свойство человеческого разума, характеризующееся высокой степенью освоения знаний и опыта и проявляющееся в способности уместного их применения в реальной жизни с учётом конкретной ситуации.
Мудрый — высший уровень способности познавать объективную реальность и следовательно управлять ею. Обладает очень хорошо развитым и невербальным, и вербальным мышлением. Отличный практик и отличный теоретик. Разумный и умный имеют возможность в перспективе стать мудрыми после того как углубят свои теоретические знания и с годами набравшись опыта на практике проверят их работоспособность. Умеет управлять эмоциями, в жизни руководствуется логикой.
Если интеллект (ум) и присутствует у животных, в основном благодаря в той или иной степени развитому невербальному мышлению, то рассудительность и разум качество присущее только человеку.
Дурак – антоним слова «умный». У дурака много лиц, его бывает трудно распознать потому как каждый дурак совершенно искренне считает себя умным и хорошо умеет маскироваться под него. Обладатель калейдоскопического мировоззрения со сниженными способностями к познанию в связи с плохо развитым вербальным либо невербальным мышлением. Соответственно можно выделить два основных типа дурака:
– Дурак с недостаточно развитым вербальном мышлением испытывает затруднения с пониманием устной и письменной речи особенно сложных абстрактных понятий и логики, обобщением и систематизацией полученных знаний и опыта, что компенсируется относительно неплохо развитом невербальном мышлением, так или иначе представленном у животных. Благодаря чему достаточно быстро усваивает новые знания и навыки запоминая последовательность действий в реальных жизненных ситуациях. Объём теоретических знаний, как правило невелик. При этом похож на умного тем, что способен применять свои знания на практике, но при этом далеко не всегда может чётко и ясно объяснить, что и для чего делает руководствуется эмоциями. Обладателя такого типа интеллекта можно условно охарактеризовать как «умный дурак». Очень хорошо и быстро ориентируется в уже знакомых ситуациях. Успешно действует используя уже известные «старые» стереотипы поведения. Но когда сталкивается с незнакомыми и сложными случаями для решения которых нет готовых шаблонов то есть, появляется необходимость в создании новых методов распознавания и решения проблем, что возможно только при наличии достаточно хороших теоретических знаний. Не имея таковых, теряется или используя «старые» модели поведения действует неэффективно. Посредственный практик и плохой теоретик. Чаще всего немногословен.
Презрительное отношение к теоретическим знаниям и гордые заявления типа: «я не теоретик, я практик!» отличительная черта дураков этого типа.
– Дурак недостаточно развитом невербальным мышлением, что компенсируется более или менее развитым вербальным мышлением благодаря чему любит умничать. Отличается склонностью к резонёрству и разглагольствованию. Особый вид дурака которого с первого взгляда бывает трудно отличить от умного и рассудительного. Имеет хорошую память, может обладать колоссальным объёмом знаний, во многом превосходящим знания разумного и умного. Но при этом остаётся дураком, не понимая сути своих знаний. Из-за плохо развитого невербального мышления его знания «мертвы» – они лежат мёртвым грузом, не находя практического применения. Не может правильно оценить ситуацию, поставить цели и успешно их достичь без посторонней помощи. Плохой практик и посредственный теоретик.
Очень многословен. Любит много и долго рассуждать, используя при этом, часто не к месту, много заумных сложных терминов и много хвастаться. Обладателя такого типа интеллекта можно условно назвать «рассудительным дураком».
Дурак не бывает успешен по жизни. У дурака логика подчинена эмоциям. Довольно часто, дураки не понимая логики и мотивов поступков и слов умного, а тем более мудрого и поэтому считают, что он занимается глупостями, а его объяснения и высказывания пустословием и поэтому относят умного к дуракам. И при этом удивляются: почему у дурака всегда все получается?» объясняя его успех везением или хитростью. Впрочем хитрость — это ум дурака. О таких ситуациях идиомы: «дракам всегда везёт», «нет пророка в своём отечестве» и др.
Глупый – мало знает, умеет и понимает. Имеет скудный запас знаний сниженную способность к обучению плохо развитое и вербальное, и невербальное мышление. Плохой практик и плохой теоретик. Очень низкий уровень интеллекта. Имеет потенциальную возможность в процессе обучения улучшить свои познавательные способности.
Тупой – так же, как и глупый мало знает, умеет и понимает. Но в отличие от глупого уже смирился с этим. Нежелание учиться и что-либо знать и понимать это — его принципиальная жизненная позиция. Тупость самый низкий уровень интеллекта. Если, по каким-либо причинам, не изменит свою жизненные принципы способен только деградировать.
Перечисленные понятия являются достаточно простой и точной исторически сложившейся общепринятой в обществе системой определения уровня и типа интеллекта во многом превосходящей многие, научные методики (включая всем известный IQ тест). Это характерно не только для русского языка. Например в английском языке, им соответствуют близкие по смыслу слова: «reasonable», «smart», «wise», «fool», «stupid», «dumb».
В языке примитивных народов и некоторых индивидов такой многоступенчатой градации уровня интеллекта нет. В своей лексике они чаще обходятся двухступенчатой системой оценки уровня интеллекта, реже трехступенчатой.
Расположенные по мере убывания уровня познавательных способностей они будут следовать следующем порядке: мудрый, разумный, умный, дурак, глупый, тупой. Последние три термина характеризуют самые низкие уровни развития интеллекта здорового человека. Их не следует путать с понятиями дебил, имбецил, идиот, кретин: дебильность, имбецильность, кретинизм, идиотия — это медицинские диагнозы, которые выставляют при врождённых и приобретённых заболеваниях проявляющиеся, олигофренией (умственной отсталостью, малоумием, деменцией). Снижением интеллекта обусловленным органической патологией. В подобных случаях рассчитывать на возможность повышения уровня интеллекта к сожалению не приходится.
В остальных случаях недостатки интеллекта достаточно просто исправляются Для развития невербального мышления достаточно регулярных занятий физкультурой или боевыми искусствами доля развития вербального больше читать, заняться изучением формальную логики и научиться контролировать эмоции, но ни в коем случае не подавлять. Подавленные эмоции вредны для здоровья.
Уровень интеллекта, духовности, образованности, состояние духа и здоровья, тип мировоззрения во многом взаимоопределяют друг друга.
Индивидуальный и коллективный интеллект
Интеллект не только индивидуальное, но и коллективное понятие. Коллективный интеллект можно охарактеризовать как способность группы находить решения задач, совместное накопление и совершенствование знаний, свойство возникающее в результате взаимодействия между людьми и информационно-коммуникационными технологиями, совместное использование идей и т.д. Также приписывается бактериям и животным. Коллективный интеллект превосходит по уровню интеллект любого индивидуума.
Такие понятия как коллективный или групповой разум, групповое мышление, коллективное бессознательное, симбиотический интеллект, эгрегор, соборный интеллект, коллективное бессознательное, ноосфера, дух и многие другие являются разными названиями, составными частями или формами проявления коллективного интеллекта.
Познание — это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь. Если вдруг умный человек по каким-либо причинам в любом возрасте, на любом этапе развития вдруг решит, что он знает достаточно и учиться дальше нет необходимости, то он начинает постепенно деградировать и со временем начинает все больше глупеть пока не осознает необходимость в продолжении образования и в первую очередь самообразования вновь начнёт развиваться, осваивая новые навыки и знания. Чем больше знаешь и умеешь тем выше уровень познавательных способностей.
(У вас ошибка в статье.) Если вы посмотрите на скорость передачи сигналов через нейроны, то она очень медленная. Мысли и чувства тогда формировались бы десятки секунд и больше. Информационный обмен нужной скорости обеспечивает поле-дух, и мышление тоже, а мозг фиксирует результаты.
Игорь, доброго времени суток! Спасибо за комментарий.
1. Скорость проведения импульса по нервным волокнам действительно невелика от 0,5 до 120 м/с (в зависимости от типа нервного волокна). Самый длинный путь в 1 сторону в теле человека не превышает его роста. Если посчитать, то получается, что время прохождения импульса по «быстрым» волокнам в теле человека порядка 0,01 секунды. Когда клетки головного мозга обменивются информацией между собой, длина пути импульса ограничена размером черепа — это тысячные доли секунды, а время реакции человека на поступающие раздражители 0,1 с.
Скорость проведения импульса не является определяющим фактором в скорости обработки информации.
2. Еще есть такое понятие, как пропускная способность канала связи. Нервные клетки передавая информацию с относительно небольшой скоростью за одну единицу времени успевают обменяться колоссальными объёмами информации. Например от глаз человек получает около 10 млн. бит в секунду. Каждый зрительный нерв человека содержит от 770 000 до 1,7 миллиона нервных волокон, по которым передаётся информация с частотой примерно 100-150 Гц, длина зрительного варьирует от 35 до 55 мм теперь становится понятно, что огромное количество информации только от глаз доходит до мозга за тысячные доли секунды все с той же небольшой скоростью, И это тоже не главное.
3. Самое главное это — вычислительная мощность системы. Вычислительная мощность мозга человека составляет от 10^16 (десять в 16-ой степени), до 10^28 операций в секунду.
Скорость проведения импульса, пропускная способность каналов связи и вычислительная мощность мозга, только вместе взятые, объясняют почему человек за доли секунды способен решать сложнейшие задачи. А представление о духе как об энергоинформационной системе (из которой человек способен получать информацию так-же как, и от органов чувств) никоим образом не противоречит, а дополняет эти знания.
Нельзя судить о быстродействии системы только по одному параметру, необходимо учитывать как минимум три основных, а иначе рассуждения будут похожи на рассуждения человека с плохо развитым невербальным мышлением.)