Интеллект

Интеллект Интеллект (от intellectus – лат. перевод др.-греч. слова νοῦς [ну́с] – ум, понимание). Общая способность к познанию в которой объединены в единую систему все познавательные способности: воспринимать, понимать, запоминать и на основе опыта и знаний прогнозировать происходящее и принимать решения прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях. По своей сути, способность управлять собой и окружающей действительностью, в общем смысле способность мыслить.

  1. Интеллект и мышление
  2. Мышление
  3. Сознание и бессознательное
  4. Уровень интеллекта
  5. Индивидуальный и коллективный интеллект
Интеллект и мышление

Интеллект и мышление тесно связаны, но между ними есть существенная разница.
Если интеллект — это способность к познанию, то мышление – это непосредственно сам процесс познания, в котором реализуется данная способность.

Мышление

Мышление – генетически обусловленная функция головного мозга и с этой точки зрения представляет собой естественный процесс обработки мозгом поступающей информации.
Процесс самопознания и познания окружающей действительности.

В процессе мышления подавляющая часть поступающей информации предварительно обрабатывается на бессознательных уровнях психики и после этого на уровень сознания уже выдаётся предварительный результат в виде мыслей и эмоциональной оценки происходящего.
Сознание и бессознательное не являются изолированными системами они взаимно дополняют друг друга.

Сознание и бессознательное

В человеческий мозг поступает огромное количество информации, только от органов чувств около 100 млн. бит в секунду. На деле общий объем поступающей информации значительно больше. Наше сознание способно перерабатывать всего 40 бит в секунду, а бессознательные уровни психики 40 млн. бит информации в секунду. Поэтому становится понятным, почему большая часть процессов переработки поступающей информации происходит на бессознательном уровне.

Бессознательное перерабатывая огромное количество информации успешно выполняет функцию управления физиологическими процессами и поведением посредством условных и безусловных рефлексов в случаях, когда индивидуум встречается с уже знакомыми ситуациями способы решения которых, ему уже известны. В результате он не задумываясь успешно решает возникшие перед ним рутинные задачи. Подавляющая часть генетически и культурно передаваемой информации составляющей основу души хранится на бессознательных уровнях психики.
В незнакомых и сложных ситуациях, когда нет готовых алгоритмов решения уже необходимо вмешательство сознания.

Ещё одна задача сознания состоит в том, чтобы настроить бессознательные уровни психики для решения необходимых для успешной жизнедеятельности задач. Человек с хорошо развитым интеллектом и достаточно высоким уровнем духовности делает это осознанно.

В индивидуальной нормальной психике должны быть правильно построены отношения сознания и бессознательных уровней психики. В рассогласованности функционирования сознания и бессознательного заложены причины нарушения психического здоровья. В случаях когда индивидуум не в состоянии самостоятельно наладить работу и взаимодействие своих уровней психики появляется необходимость в помощи психолога, психиатра или психотерапевта.

Бессознательное выдаёт на уровень сознания для принятия окончательного решения образы и мысли в виде вербальных(абстрактных) передаваемых помощью слов и символов (математических, иероглифических, буквенных и т.д.) логических мыслей и невербальном (реальных) чувственных образов (зрительных обонятельных тактильных, вкусовых и т.д.) Вербальное и невербальное мышление — это контролируемые сознанием процессы управления собой и и окружающей реальностью реальностью . При этом вербальное мышление как минимум, в 10 раз быстрее невербального. Такое представление о соотношении и взаимоотношениях сознания и бессознательного объясняет интуицию, озарение, инсайт и другие проявления интеллекта не поддающиеся логическому объяснению.

Под мышлением принято понимать контролируемый сознанием процесс управления. Вербальное и невербальное мышление так же как сознание и бессознательное взаимно дополняют друг друга. От уровня развития этих двух видов мышления непосредственно зависит уровень интеллекта.

Уровень интеллекта

Самой известным в мире методом определения уровня интеллекта является IQ тест, который неоднократно по разным причинам подвергался критике. Впервые IQ был использован в шкале интеллекта Стэнфорда — Бине в 1916 году. Одним из наиболее известных является тест Айзенка. В связи большой популярностью IQ тестов появилось большое количество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнение результатов разных тестов не корректно и само число IQ утратило свою информативную ценность.

В русском языке есть несколько слов для обозначения, составляющих интеллекта и уровня его развития:

Ум – русское слово «ум» имеет два основных значения: совокупность способностей к мышлению (в данном значении употребляется как синоним латинского «интеллект») и высокий уровень интеллекта.
В древнерусском языке умъдуша, мысль, понимание.
Умный – Обладает очень хорошо развитым невербальным мышлением и вербальным мышлением  достаточно хорошо развитым для понимания необходимых для успешной жизнедеятельности основных абстрактных понятий и принципов. Способен пользоваться умом, знаниями и жизненным опытом чтобы правильно оценить даже сложную и необычную ситуацию, определить цели и самостоятельно довести дело до успешного конца. Отличный практик и хороший теоретик. В некоторых случаях недостаточно хорошо объясняет очень сложные отвлечённые абстрактные понятия и теории.
Умный как правило хорошо образован его отличительной особенностью является то, что он обладает «живыми» знаниями – они не лежат мёртвым грузом, а находят практическое применение в реальных жизненных ситуациях. Умный как правило  успешен в жизни, живёт в достатке (не путать с богатством).

Рассудительность – одна из интеллектуальных качеств личности, проявляющееся как способность здраво, трезво и логично рассуждать о сути предметов и явлений.
Рассудительный всегда обладает хорошо развитым вербальным мышлением. Хороший теоретик, не всегда хороший практик. Рассудительность не во всех случаях есть признак большого ума.

Разум – Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. Слово состоит из приставки раз- и корня -ум-. Исходя из этого значение слова можно трактовать как развитый или рассудительный ум. 
Разумный – обладает отлично развитым вербальным, и хорошо развитым невербальным мышлением. Способен понять объяснять и применять на практике даже очень сложные абстрактно-логические понятия и теории, систематизировать и обобщать полученную информацию.  Отличный теоретик и хороший практик. Самый высокий уровень интеллекта (ума).
Если интеллект (ум) в той или иной степени присутствует у животных, то рассудительность и разум качество присущее только человеку.

Дурак – антоним слова «умный». У дурака много лиц, его бывает трудно распознать потому как, хорошо умеет маскироваться под умного. Обладает сниженными способностями к познанию в связи с плохо развитым вербальным либо невербальным мышлением. Соответственно можно выделить два основных типа дурака:
Дурак с недостаточно развитым вербальном мышлением испытывает затруднения с пониманием устной и письменной речи, абстрактных понятий, логики и обобщением и систематизацией полученных знаний и опыта, что компенсируется неплохо развитом невербальном мышлением так или иначе представленном у животных. Благодаря чему достаточно быстро усваивает новые знания и навыки запоминая последовательность действий в реальных жизненных ситуациях. Объём теоретических знаний как правило, невелик. При этом, похож на умного так как умеет применять свои знания на практике, но не может чётко и ясно объяснить, что и для чего он делает. Обладателя такого типа интеллекта можно условно охарактеризовать как «умный дурак». Очень хорошо и быстро ориентируется в уже знакомых ситуациях. Но когда сталкивается с незнакомыми и сложными случаями для решения которых нет готовых шаблонов то есть, появляется необходимость в создании новых методов решения задач, что  возможно только при наличии  достаточно хороших теоретических знаний.  Не имея таковых, теряется или используя «старые» модели поведения действует  неэффективно. Посредственный практик и плохой теоретик.
 – Дурак недостаточно развитом невербальным мышлением, что компенсируется более или менее развитым вербальным мышлением благодаря чему любит умничать. Отличается склонностью к резонёрству и разглагольствованию. Особый вид дурака которого с первого взгляда бывает трудно отличить от умного и рассудительного. Имеет хорошую память, может обладать колоссальным объёмом знаний, превосходящим знания разумного и умного. Но при этом остаётся дураком, не понимая сути своих знаний. Его знания «мертвы» – они лежат мёртвым грузом, не находя практического применения. Не может правильно оценить ситуацию, поставить цели и успешно их достичь без посторонней помощи.
Любит много и долго рассуждать, используя при этом много сложных терминов. Плохой практик и посредственный теоретик. Обладателя такого типа интеллекта можно условно назвать «рассудительным дураком».

Дурак не бывает успешен по жизни. Довольно часто, дураки не понимая логики и мотивов поступков и слов умного считают, что он занимается глупостями, а его объяснения и высказывания разглагольствованием и поэтому относят умного к дуракам. И при этом удивляются почему у дурака всегда все получается, объясняя его успех  везением или хитростью. Впрочем хитрость это – ум дурака. О таких ситуациях идиомы «дракам всегда везёт» и «нет пророка в своём отечестве».

Глупый – мало знает, умеет и понимает. Имеет скудный запас знаний сниженную способность к обучению плохо развитое и вербальное и невербальное мышление. Плохой практик и плохой теоретик. Очень низкий уровень интеллекта. Имеет потенциальную возможность в процессе обучения улучшить свои познавательные способности.

Тупой – так же, как и глупый мало знает, умеет и понимает. Но в отличие от глупого уже смирился с этим  нежелание учиться и что-либо знать и понимать. Это его принципиальная жизненная позиция. Тупость самый низкий уровень интеллекта. Если, по каким-либо причинам, не изменит свою жизненную позицию способен только деградировать.

Перечисленные термины характеризуют различные типы интеллекта. Расположенные по мере убывания уровня познавательных способностей они будут следовать следующем порядке: разумный, умный рассудительный, дурак, глупый, тупой. Последние три термина характеризуют низкие уровни развития интеллекта здорового человека. Их не следует путать с понятиями дебил, имбецил, идиот, кретин: дебильность, имбецильность, кретинизм, идиотия это медицинские диагнозы, которые выставляют при врождённых и приобретённых заболеваниях проявляющиеся, олигофренией (умственной отсталостью, малоумием). Снижение интеллекта обусловленное  органической патологией. В данном случае рассчитывать на возможность повышения уровня интеллекта к сожалению не приходится.
Уровень интеллекта, духовности, образованности, состояние духа и здоровья, тип мировоззрения во многом взаимоопределяют друг друга.

Индивидуальный и коллективный интеллект

Интеллект не только индивидуальное, но и коллективное понятие. Коллективный интеллект можно охарактеризовать как способность группы находить решения задач, совместное накопление и совершенствование знаний, свойство возникающее в результате взаимодействия между людьми и информационно-коммуникационными технологиями, совместное использование идей и т.д. Также приписывается бактериям и животным. Коллективный интеллект превосходит по уровню интеллект любого индивидуума.
Такие понятия как коллективный или групповой разум, групповое мышление, коллективное бессознательное, симбиотический интеллект, эгрегор, соборный интеллект, коллективное бессознательное, ноосфера, дух и многие другие являются разыми названиями, составными частями или формами проявления коллективного интеллекта.

Познание — это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь. Если вдруг умный человек по каким-либо причинам в любом возрасте, на любом этапе развития вдруг решит, что он знает достаточно и учиться дальше нет необходимости, то он начинает постепенно деградировать и со временем начинает все больше глупеть пока не осознает необходимость в продолжении образования и самообразования и вновь начнёт развиваться, осваивая новые навыки и знания. Чем больше знаешь и умеешь тем выше уровень познавательных способностей.

Поделиться ссылкой:

2 комментария к “Интеллект”

  1. (У вас ошибка в статье.) Если вы посмотрите на скорость передачи сигналов через нейроны, то она очень медленная. Мысли и чувства тогда формировались бы десятки секунд и больше. Информационный обмен нужной скорости обеспечивает поле-дух, и мышление тоже, а мозг фиксирует результаты.

    1. Игорь, доброго времени суток!

      1. Скорость проведения импульса по нервным волокнам действительно невелика от 0,5 до 120 м/с (в зависимости от типа нервного волокна). Самый длинный путь в 1 сторону в теле человека не превышает его роста. Если посчитать, то получается, что время прохождения импульса по «быстрым» волокнам в теле человека порядка 0,01 секунды. Когда клетки головного мозга обменивются информацией между собой, длина пути импульса ограничена размером черепа — это тысячные доли секунды, а время реакции человека на поступающие раздражители 0,1 с.
      Скорость проведения импульса не является определяющим фактором в скорости обработки информации.

      2. Еще есть такое понятие, как пропускная способность канала связи. нервные клетки передавая информацию друг другу с относительно небольшой скоростью за одну единицу времени успевают обменяться колоссальными объёмами информации. Например от глаз человек получает около 10 млн. бит в секунду. Каждый зрительный нерв человека содержит от 770 000 до 1,7 миллиона нервных волокон. длина зрительного варьирует от 35 до 55 мм теперь становится понятно, что огромное количество информации только от глаз доходит до мозга за тысячные доли секунды все стой же небольшой скоростью, И это это тоже не главное.

      3. Главное это — вычислительная мощность системы. Вычислительная мощность мозга человека. составляет от 10^16 (десять в 16-ой степени), до 10^28 операций в секунду.

      Скорость проведения импульса, пропускная способность каналов связи и вычислительная мощность мозга, только вместе взятые, объясняют почему человек за доли секунды способен решать сложнейшие задачи. А представление о духе как об энергоинформационной системе (из которой человек способен получать информацию так-же как, и от органов чувств) никоим образом не противоречит, а дополняет эти знания.

      Нельзя судить о быстродействии системы только по одному параметру, необходимо учитывать как минимум три основных, а иначе рассуждения будут похожи на рассуждения человека с плохо развитым невербальным мышлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *