Секта

СектаСлово «секта» заимствовано из французского, возможно через немецкий — sekte.

Этимологически происходит от лат. secta (путь, правило, образ мыслей или жизни; учение, направление, школа). Производного от лат. sequor — «следовать, сопровождать, стремиться.

Слово «секта» достаточно рано слово стали связывать с его омонимом secta, производным от secāre — «резать, разделять, отсекать» из праиндоевр. *sek — «резать, сечь».
В классическом латинском обозначало обособленные религиозные, политические, философские группы.

Латинский термин «секта» применялось для перевода греческого слова «ересь» (ἵρεσις) которое несло аналогичный смысл.
Понятие «секта» получило широкое распространение благодаря христианству, в богословии которого, использовалось для обозначения религиозных течений отколовшихся от церкви.

Теория двухэтапного развития религий«секта-церковь» берет своё начало в исследованиях немецких учёных — социолога Макса Вебера и теолога Эрнста Трёльча. Основы этой теории впервые были изложены Максом Вебером в известном труде «Протестантская этика и дух капитализма». в 1905г.
Позднее 1910—1914 и 1919—1920 гг. его идеи получили развитие в трудах Эрнста Трёльча.
В 1929 году американский теолог Рейнгольд Нибур дополнил двухэтапную схему Вебера-Трёльча понятием «деноминация» — секта-деноминация-церковь«.
Далее, в 1932 году американский социолог Говард Пол Беккер предложил четырёхэтапную систему эволюции религий — культ-секта-деноминация-церковь»

Харизматический культ — одна из разновидностей новых религиозных движений появившихся в результате объединения на основе общей веры последователей и приверженцев некому определённому духовному лидеру. Религия на стадии формирования в силу отсутствия устойчивой сложившейся организации

Секта В данной теории рассматривается как  уже вполне сформировавшаяся из харизматического культа  религия, которая находится в переходном состоянии и потенциально имеет возможность стать деноминацией (конфессией) после того, как получит большее количество последователей и признание со стороны государства и других религий.

Деноминация — занимает промежуточное положение между сектой и церковью. Терминами  «деноминация» и «конфессия» обозначают отдельные направления в рамках определённой религии.

церковь — наиболее развитый тип религии, обычное название основные традиционные религии. В связи с отсутствием единой классификации терминами деноминация, конфессия и церковь, в зависимости от контекста, могут обозначаться одни и те же религии.

Большинство культов и сект после ухода лидера достаточно быстро исчезают.
Некоторые продолжают существовать в течение достаточно длительного времени.
Другие секты в процессе развития становятся деноминациями.
Многие религии останавливаются на определённом этапе развития.
Есть большое количество примеров когда религия последовательно проходят все этапы становления от культа до церкви. Так же на любом этапе возможна инволюция — обратное развитие вплоть до полного распада.

Вышеперечисленные термины принято применять только к христианским религиям. Например, несмотря на то, что сунниты и шииты в исламе, большая колесница (Махаяна) и малая колесница (Хинаяна) в буддизме т.д. во многом подходят под определение «деноминация«, но эти направления принято обозначать словом «конфессия«. Слова деноминация и конфессия часто используются как синонимы. Типологию культ-секта-деноминация-церковь» для нехристианских  религий использовать не принято.

Общепризнанной системы терминов и соответственно классификации не существует. Отсюда происходит такое большое количество разночтений, непонимания и заблуждений в вопросах религии и веры.

Сектой принято называть специфический тип религиозного объединения которое появился в результате отделения от основного  религиозного направления или созданные на основе нового учения учения о вере.

Согласно законодательству многих стран, любой человек вправе стать основателем религиозной организации или группы, если её учение не угрожает жизни и здоровью людей, не посягает на их свободу и не призывает отказаться от исполнения гражданского долга.

В силу отсутствия общепризнанной терминологии законодательстве разных стран» понятие секта» трактуется по-разному. В законах многих стран этому понятию вообще не дано чёткого определения.

Исторически сложилось так, что у понятия «секта» появился уничижительно-пренебрежительный подтекст. В сознании многих людей секта ассоциируются с чем-то негативным, опасным, асоциальным: зомбирование, потеря материальных, духовных благ и даже смерть.

Это связанно с тем, что с давних времён до настоящего времени периодически возникают деструктивные, или тоталитарные секты. Они действительно могут быть опасны для жизни и здоровья участников, и направлены на разрушение государственных устоев.
СМИ любят раздувать из этого сенсации. Такой общественный стереотип поддерживается во многом благодаря усилиям представителей различных официальных религиозных направлений.
Подобным образом сложились обстоятельства с понятием «культ».

Если какая-либо религиозная группа, подходящая под определение секты антигуманными действиями своих участников, а также человеконенавистническим учением вызывает по отношению к себе негативную реакцию со стороны общественности и государства, то ответственность за это в полной мере должна нести именно эта религиозная группа.
Не все секты носят деструктивный характер.

У понятий «секта» и «культ» изначально отсутствовали какие-нибудь негативные значения или оскорбительный подтекст, обозначая всего-навсего какую либо обособленную религиозную группу. Зачастую они объективно отображают характер деятельности некоторых общественных объединений. В академических словарях и научных трудах авторитетных исследователей приводятся в целом сходное толкование этих терминов не несущее уничижительного или презрительного смысла.

Учитывая наличие эмоциональной окрашенности понятия «секта» авторы серьёзных печатных работ и публичные личности предпочитают использовать нейтральные термины: «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения», «новые религиозные движения».

слово «секта», широко употребляется публицистами, религиозными, культурными и научными деятелями в СМИ, научных публикациях и в обыденном общении в отношении той или иной религиозной общины далеко не всегда обусловлено отрицательным отношением к религиозным движениям, религиозным меньшинствам, общественной обструкцией или уголовным преследованием.

Поделиться ссылкой: